Filslov.ru - Философия как предмет науки


Умов Николай Алексеевич (1846—1915) — выдающийся русский физик. Ему принадлежит ряд крупнейших работ по электродинамике, земному магнетизму, теории колебаний, оптике. Продолжая и развивая идеи М. В. Ломоносова (см.) о неуничтожимое™ и несотворимости движения и материи, Умов впервые в науке развил материалистическое представление о движении энергии. Это играет важнейшую роль в современной физике и в частности в теории электромагнитного поля. Рассматривая превращение энергии как объективный процесс, Умов связывал понятие энергии с движением материальных частиц. В противовес физикам-идеалистам, стремившимся опровергнуть закон сохранения энергии, Умов доказывал, что этот закон является основным ваконом естествознания.

Открытие закона сохранения энергии, указывал он, нанесло сокрушительный удар по метафизическим теориям о невесомых жидкостях, теплороде и т. д. Умов подверг критике отдельные ошибочные положения Р. Майера о непознаваемости взаимной превращаемости различных форм энергии. В отличие от ряда учёных Умов не игнорировал качественное своеобразие высших форм движения, не сводил их к низшей, механической форме. Он решительно выступал против идеалистической теории «тепловой смерти» мира, доказывая, что открытия радия, электронов, превращаемости элементов и т. д. «ведут нас к перестройке нашего обычного представления о материи». В противовес заявлениям «физических» идеалистов о «крахе» науки Умов утверждал, что открытия новой физики являются громадным шагом вперёд по пути познания тайн природы 0 использования их на благо человечества. Возражая идеалистам, отрицавшим существование объективной реальности, Умов писал, что «ощущение вещественности, материальности остаётся старым, и новизна является только в области понимания». Умов отверг утверждения физиков-махистов о том, что человек «творит», «создаёт» законы природы, что материя исчезла и остались одни уравнения.

Как патриот своей родины Умов решительно боролся за приоритет передовой русской науки. Он высоко поднимал значение научных заслуг Ломоносова, Лобачевского (см.), Менделеева (см.), Столетова (см.), Сеченова (см.), Павлова (см.), Тимирязева (см.). Воспитанный на идеях революционных демократов, Умов возмущался издевательством помещиков-крепостников над крестьянами, зверскими наказаниями, применявшимися в армии, преследованиями гимназистов и студентов. Он смело выступал против произвола царских властей, в защиту революционно настроенных студентов, которых администрация жестоко преследовала и изгоняла из университетов, осуждал столыпинскую земельную реформу. В 1911 г. в знак протеста против реакционных действий царского министра Кассо Умов покинул Московский университет. Избранные сочинения Умова изданы в 1950 г.