Filslov.ru - Философия как предмет науки


Умозаключение — форма мышления, процесс выведения из данных суждений нового суждения (вывода), с необходимостью вытекающего из исходных суждений (посылок). Знание может быть непосредственным и опосредствованным. Некоторые суждения воспроизводят, отражают действительность, исходя непосредственно из наблюдения. Таковы суждения, опирающиеся на чувственный опыт. Однако наука никогда не ограничивается знанием отдельных фактов. Обобщённое знание, общие положения о законах природы добываются с помощью опосредствованного знания — с помощью сопоставления ряда суждений и выведения из них новых суждений (выводов).

Всякое умозаключение состоит из посылки или посылок и заключения, которое делается из этих посылок. Для того чтобы знание, полученное путём умозаключения, было правильно, необходимо соблюдать два условия: первое — суждения (посылки), от которых мы отправляемся, должны быть истинными, проверенными практикой; второе—умение сочетать мысли, суждения. Если предпосылки верны и если правильно применяются к ним законы мышления, то результат должен соответствовать действительности. Законы мышления являются логическими законами, имеющими объективное значение. Они не могут быть уничтожены или отменены, поскольку законы науки нужно понимать лишь как отражения объективных процессов, происходящих независимо от сознания, воли людей. Из законов мышления, из законов умозаключающей деятельности вытекают определённые требования,— их может нарушать тот или иной человек, и тогда он впадает в ошибки; но отменить самые законы умозаключающей деятельности нельзя, ибо они отражают объективную связь вещей.

Логика отличает умозаключения непосредственные и опосредствованные. Непосредственное умозаключение вытекает из одного суждения (посылки). Например, все металлы электропроводны, следовательно, некоторые электропроводные тела есть металлы. Для всякого опосредствованного умозаключения необходимы по меньшей мере два суждения. Пример опосредствованного умозаключения: все одноклеточные размножаются простым делением; амёба — одноклеточное, следовательно, амёба размножается простым делением.

Перед нами пример классической формы так называемого силлогизма (силлогизм буквально значит «сочетание»). Под категорическим силлогизмом со времён Аристотеля (см.) разумеется такая форма умозаключения, при которой из двух суждений с необходимостью вытекает третье, при этом одно из первых двух суждений является или общеутвердительным, или общеотрицательным. Таким образом, силлогизм есть основная форма дедукции. Для того чтобы два суждения могли быть связанными в целях получения силлогизма, они должны содержать термин (понятие), общий обеим посылкам. В вышеприведённом примере таким понятием будет понятие одноклеточного. Такой термин (понятие), который является общим в обеих посылках силлогизма, но не входит в вывод, называется средним термином.

Смотря по тому, какое место занимает средний термин в обеих посылках — место ли субъекта или предиката, логика отличает четыре фигуры категорического силлогизма. Наиболее обычной является та фигура силлогизма (первая), согласно которой мысль подводит под закон, под, общее положение отдельные явления, подчиняющиеся установленному общему положению. Этот ход мысли чаще всего встречается в науке: одна из главных задач науки — уметь подвести разнообразные явления под те или иные общие черты или закономерности. Так, например, при выборах во II Государственную думу Ленин требовал: «...Тактика рабочей партии во время выборов должна быть лишь применением к одному частному случаю общих основ социалистической тактики пролетариата».

Агностики, представители индуктивной логики, пытались отрицать значение силлогизма, полагая, что эта форма дедуктивного вывода не даёт ничего нового, ибо большая (первая) посылка заведомо содержит в себе все те частные случаи, на которые может быть распространено общее положение путём меньшей посылки, выявляющей тот или иной частный случай. Коренная ошибка подобного рода рассуждений индуктивистов заключается в том, что они считают бблыную посылку лишь сводной^ отдельных частных положений (так рассуждает современный логик, идеалист-мракобес Рассел—см.); между тем при плодотворном применении форм силлогизма большая посылка является не простым обобщением ряда частных случаев, а выражением общего закона.

Распространение общего положения на новые, ещё не предусмотренные частные случаи продвигает мысль вперёд, умножая знания. Все положения, выявляемые посылками, представляют собой не что иное, как отражение отношений вещей в окружающей нас материальной действительности. Кроме категорических силлогизмов, т. е. тех, которые состоят из безоговорочных, категорических суждений, логика рассматривает также умозаключения условные и разделительные. Силлогизм есть форма дедуктивного вывода, т. е. умозаключений, исходящих из общих положений. Другой распространённой формой умозаключения является вывод от частного к общему (см. Индукция и дедукция).