Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Тождество — категория, выражающая равенство, тождественность предмета, явления с самим собой. Метафизика понимает тождество абстрактно, по принципу: А=А. Но такого неподвижного, мёртвого тождества в природе нет. «Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение своей жизни тождественны с собою и тем не менее отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ, благодаря дыханию, образованию и отмиранию клеток... словом, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений.
Диалектический материализм признаёт конкретное тождество, т. е. такое тождество предмета с самим собой, которое не исключает внутренних противоречий, существующих в нём. Каждая вещь есть в каждый данный момент определённая вещь. Но вместе с тем в ней происходят изменения, она находится в различных и часто противоречивых отношениях с другими вещами, и, следовательно, она не есть мёртвое, всегда равное себе тождество, а бывает самой собой и в то же время другой.
Вот это объективное свойство вещей содержать в себе внутренние противоречия, находиться в процессе развития, изменения и выражает категория конкретного, диалектического тождества. Всякое тождество предмета временно, относительно, преходяще; лишь движение, изменение предметов абсолютно и непреходяще. Иногда неправильно применяют марксистское положение о тождестве к принципиально противоположным явлениям. Так, например, одни говорят, что мир и война тождественны, другие говорят, что буржуазия и пролетариат при капитализме составляют тождество и т. п. Это упрощённое понимание тождества представляет собою злоупотребление гегельянской терминологией, чем особенно увлекались меньшевиствующие идеалисты. Такие явления, как война и мир, буржуазия и пролетариат, жизнь и смерть и т. п., не могут быть тождественны, так как они в корне противоположны друг другу и исключают друг друга.