Filslov.ru - Философия как предмет науки


Товарный фетишизм— искаженное, ложное, иллюзорное представление людей о вещах, о товарах, о производственных отношениях, представление, неминуемо возникающее в условиях товарного производства, основанного на частной собственности, и особенно в условиях капиталистического производства.

Подлинный характер общественных, производственных отношений людей здесь скрыт, завуалирован, искажён. Объясняется это тем, что производственные связи между людьми в обществе, основанном на частной собственности, осуществляются не непосредственно, а через рыночный обмен вещей, через куплю-продажу товаров, следовательно, принимают товарную оболочку, или, как говорит Маркс, овеществляются, вследствие чего приобретают искажённый характер отношений между вещами, становятся как бы свойствами вещей, товаров.
В условиях товарного производства, при господстве частной собственности, экономические законы действуют слепо и разрупительно, осуществляются как стихийная сила.

Здесь люди, товаропроизводители, не имеют власти над своими собственными общественными отношениями. Каждый товаропроизводитель производит товары сам по себе, не сообразуясь с общественными потребностями, которых он не знает и знать не может, и руководствуется при этом только своими личными интересами. Никто не знает, сколько ещё появится на рынке таких товаров, которые он сам производит, по какой цене будет продан его товар, окупит ли он издержки производства и будет ли он вообще продан.

Судьба товаропроизводителей при капитализме теснейшим образом связана со стихийным движением товаров, с их обращением. В результате действия закона стоимости и закона конкуренции и анархии производства небольшая кучка товаропроизводителей обогащается, в то время как подавляющее большинство товаропроизводителей разоряется. Поэтому на первый взгляд кажется, что судьба людей, товаропроизводителей, зависит от вещей, товаров, а не от общественных отношений. Вещи, товары, созданные людьми, сами начинают как бы господствовать над людьми. На самом же деле над людьми господствуют не вещи, а принявшие вещную форму их собственные общественные отношения. Это овеществление производственных отношений людей, эта зависимость последних от стихийного движения вещей, товаров является объективной основой товарного фетишизма.

У людей складываются иллюзии, будто сами вещи, товары по природе своей обладают какими-то таинственными свойствами, которыми они в действительности не обладают. Маркс проводит аналогию между товарным фетишизмом и религиозным фетишизмом. «Чтобы найти аналогию этому, нам пришлось бы забраться в туманные области религиозного мира. Здесь продукты человеческого мозга представляются самостоятельными существами, одаренными собственной жизнью, стоящими в определенных отношениях с людьми и друг с другом. То же самое происходит в мире товаров с продуктами человеческих рук. Это я называю фетишизмом, который присущ продуктам труда, раз только они производятся как швары, и который, следовательно, неотделим от товарного производства».

В условиях капиталистического товарного производства фетишизация производственных отношений достигает наивысшей степени. Капитал, заработная плата, прибыль, процент и другие экономические категории капитализма выражают классовые, антагонистические отношения между буржуазией и пролетариатом. Однако внешняя форма проявления этих категорий затушёвывает истинное положение — подчинение труда капиталу, эксплуатацию рабочего класса. На поверхности явлений отношения между капиталистами и рабочими выступают как отношения между равными товаровладельцами. Эксплуатация рабочего класса скрыта от глаз. На этой неизбежной в капиталистическом обществе извращённой форме проявления экономических категорий покоятся все порождаемые капитализмом иллюзии равенства и свободы.

Буржуазная вульгарная политическая экономия использует товарный фетишизм с целью завуалировать подлинную природу капитала и скрыть истинную причину эксплуатации рабочего класса. Тайну товарного фетишизма, его корни, его объективную основу раскрыл впервые Маркс. Товарный фетишизм носит исторический характер.

С уничтожением капиталистического способа производства исчезает и товарный фетишизм.
В условиях социализма, когда хозяйство является плановым, несмотря на существование товарного производства, уничтожается объективная основа товарного фетишизма, а следовательно, исчезает и сам товарный фетишизм как искажённое представление людей об их собственных производственных отношениях. Это обусловливается тем, что товарное производство при социализме представляет собой не обычное товарное производство, а товарное производство особого рода, товарное производство без капиталистов, без частной собственности на средства производства, товарное производство, которое имеет дело в основном с товарами объединённых социалистических производителей (государство, колхозы, кооперация).

Социалистическая собственность на средства производства требует планомерного развития народного хозяйства. Общество получает объективную возможность сознательно контролировать свои общественные отношения, планомерно использовать экономические законы в интересах всего общества. Движение вещей в обществе перестаёт быть стихийным, затушёвывающим истинное содержание производственных отношений. Поэтому в социалистическом обществе исчезает товарный фетишизм, искажённое представление людей об их собственных производственных отношениях.