Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Теория относительности— физическая теория, рассматривающая зависимость свойств тел и физических полей от движения. Важнейшей частью теории относительности является физическое учение о пространственных и временных свойствах материальных объектов (размеров тел и длительности процессов).
Теория относительности возникла в конце XIX — начале XX в. в результате разрешения глубоких противоречий учения об электромагнитном поле и его источниках — заряжённых частицах вещества. В электронной теории, разработанной Лоренцом в конце XIX в., электромагнитное поле рассматривалось как особое состояние (род движения) универсальной однородной среды — эфира, заполняющего всё мировое пространство. Эфир представляли себе как абсолютно проницаемую среду, сквозь которую могут беспрепятственно перемещаться частицы (электроны), причём эфир остаётся неподвижным, т. е. его части не перемещаются относительно друг друга.
Согласно этой теории, создаваемые электронами электромагнитные поля распространяются по эфиру с абсолютной постоянной скоростью (скоростью света); интенсивность поля также зависит от скорости движения его источников по отношению к неподвижному эфиру. Это основное положение электронной теории — о зависимости поля от некоей абсолютной скорости его источников — оказалось в противоречии с механикой, согласно которой взаимодействия и движения тел определяются только их относительными расстояниями и скоростями.
Оно было опровергнуто и прямыми опытами (Май-кельеона и др.). Разрешение этого противоречия оказалось возможным только путём отказа от взгляда на поло, как на состояние универсальной мировой среды, и, следовательно, путём отказа от представления о самом существовании такой среды — эфира — как «субстанции» поля. Физики-материалисты стали рассматривать электромагнитное поле (в частности свет) как специфическую форму материи, связанную с веществом и осуществляющую перенос действий от одних заряжённых частиц вещества к другим; взгляд на поле, как на форму материи, полностью подтверждён открытием взаимопревращения частиц вещества и элементов электромагнитного поля (фотонов) . Согласно теории относительности, структура поля, связывающего частицы вещества, меняется с изменением скорости движения одной частицы относительно другой. Вместе с тем было показано, что структура поля, связанного с частицей, влияет на многие существенные свойства частицы, в частности на её массу, размер, темпы совершающихся в ней процессов.
Эти вновь открытые свойства поля, а также факт изменчивости свойств частиц, их зависимости от движения легли в основу теории относительности. Все эти свойства частицы изменяются с изменением её относительной скорости; размер быстро движущейся (со скоростью, сравнимой со скоростью света) частицы уменьшается, темпы процессов замедляются, масса же неограниченно возрастает при приближении скорости частицы к скорости света. Выводы теории относительности подтверждены опытом; особенно широкое применение (в ядерных процессах) нашло соотношение между массой т и энергией Е — Е = тс2 (с — скорость света), которое в применении к свету вытекало из опытов П. II. Лебедева (см.) по световому давлению. Опыт показал, что при очень больших энергиях частицы становятся неустойчивыми и превращаются в другие, более устойчивые в данных условиях; расчёт этих превращений невозможен без учёта взаимосвязи между массой и энергией.
Изложенные положения составляют содержание так называемой специальной теории относительности. Дальнейшее развитие этих идей в применении к гравитации (тяготению) составляет содержание общей теории относительности. Согласно последней силы тяготения суть проявления материального гравитационного поля, структура которого зависит от распределения масс и их движений; действия гравитационного поля также передаются с конечной скоростью.
От структуры гравитационного поля зависят свойства пространственных и временных величин (геометрия пространства-времени), определяющиеся, таким образом, распределением и движением материи. Некоторые выводы общей теории относительности также нашли экспериментальное подтверждение. Таким образом, теория относительности привела к коренной ломке господствовавших в XIX в. физических представлений о пространстве и времени, о поле, о массе.
До теории относительности в физике господствовал взгляд на пространство и время, как на самостоятельные объекты, существующие наряду с материей и независимо от неё, как пустые «вместилища» вещей и процессов. Физика XIX в. вслед за Ньютоном (см.) признавала, что закономерности пространства (геометрия), а также времени являются абсолютными и неизменными: пространственные величины подчиняются эвклидовой геометрии, временные — законам числового ряда.
Этот метафизический взгляд на пространство неразрывно связан с метафизическим взглядом на материю, согласно которому последняя состоит из абсолютно непроницаемых частичек с неизменным объёмом. Представление об абсолютном пространстве и абсолютном времени, друг с другом» не связанных, не вступает в явное противоречие с законом ньютоновской механики, согласно которой масса тела и его размер не зависят от скорости движения, сама же скорость тела может возрастать беспредельно. Метафизические представления об абсолютности пространственных и временных величин и неизменности их закономерностей были использованы Кантом (см.) в качестве доказательства якобы априорности пространства и времени. Первый удар но этим реакционным воззрениям нанёс Н. И. Лобачевский (см.), доказавший возможность существования различных геометрий и указавший на связь геометрии с физикой, на зависимость пространства от материи. Энгельс подверг глубокой критике метафизические воззрения на пространство и время. Диалектический материализм рассматривает время и пространство как формы существования движущейся материи.
Пространство и время не существуют вне протяжённых вещей и длящихся материальных процессов. Закономерности пространства и времени определяются общими свойствами материи. Поскольку абсолютно однородной, бес качественной материи не существует, нет и абсолютно однородных пространства и времени, закономерности которых были бы везде и всегда одинаковы. Теория относительности подтвердила учение диалектического материализма о пространстве и времени. Коренные изменения физических представлений о материи — открытие полей, установление связи между свойствами тел и структурой создаваемых ими полей — с необходимостью привели к изменениям физических представлений о пространственных и временных величинах. Физики вынуждены были отказаться от взгляда на пространство и время, как на особые объекты, существующие вне и наряду с материей. Протяжённость (размеры) тел и длительность процессов оказались зависящими от движения; они оказались связанными и друг с другом.
В буржуазной литературе теория относительности представлена в фальсифицированном, искажённом виде. Один из творцов теории относительности, А. Эйнштейн, внёсший значительный вклад в разработку её конкретных физических положений, дал под влиянием махистской философии извращённое, идеалистическое толкование ряда положений это! теории. Эйнштейн игнорирует действительную основу теории относительности — правильное понимание материи. Он представляет эту теорию как вывод из некоторых, якобы условно принятых, постулатов, позволяющий «описать» зависимости между пространственными и временными величинами. Задача более глубокого изучения процессов изменения свойств быстродвижущихся тел в зависимости от скорости движения Эйнштейном и его сторонниками снимается, объявляется «ненаучной», так как сами ети свойства — инертность, протяжённость и др.— объявляются ими не объективно присущими движущимся телам, а лишь результатами измерений чисто внешних отношений тела к другим телам.
Одно из важнейших положений теории относительности — так называемый принцип относительности — ложно истолковывается как возможность во всех случаях произвольно относить движения, происходящие в любом теле, к любому другому телу (к любой системе отсчёта). Исходя из извращённого толкования принципа относительности, Эйнштейн в общей теории относительности сделал антинаучный вывод о равноправии систем Коперника (см.) и Птоломея, т. е. что можно якобы с одинаковым правом рассматривать Землю как движущуюся по отношению к Солнцу (и солнечной системе), так и Солнце движущимся вокруг Земли. Это утверждение в корне ошибочно и антинаучно, поскольку оно отрицает материальное, генетическое единство солнечной системы и приводит к нелепым выводам вроде вывода о бесконечной скорости движения удалённых небесных тел относительно (вращающейся) Земли.
Вместе с тем оно направлено к дискредитации великого революционного открытия Коперника. За идеалистическое истолкование теории относительности ухватились мракобесы и мистики, договорившиеся до реальности четвёртого измерения пространства, конечности мира и тому подобных нелепостей. Ошибки Эйнштейна показывают, как правильная физическая теория в условиях общего загнивания буржуазной культуры извращается и используется идеализмом. Советские физики и философы разоблачили ряд антинаучных положений сторонников Эйнштейна, Эддингтона и др. Однако задача полного научного, диалектико-материалистического обоснования теории относительности, выяснения пределов её применимости и путей её дальнейшего развития ещё не решена физикой.