Filslov.ru - Философия как предмет науки


Cвобода и необходимость— философские категории, вскрывающие взаимоотношение между объективными законами природы и общества и деятельностью людей. Метафизики противопоставляют свободу и необходимость как взаимоисключающие понятия. Одни из них утверждают, что воля людей абсолютно свободна, т. е. ничем не обусловлена.

Другие утверждают, что свободной воли нет, что есть только абсолютная необходимость. Или свобода воли, или необходимость — так утверждают метафизики. Точка зрения тех, кто считает человеческую волю Я абсолютно свободной и независимой ни от каких причин, отрицает существование объективных законов природы и общества. Такой взгляд на свободу антинаучен и ведёт к волюнтаризму (см.). Например, русские народники стояли на позициях волюнтаризма: по их мнению, судьбы истории зависят только от воли выдающихся личностей; всё развитие человеческого общества направляется исключительно желаниями и волей человека. Столь же ненаучна теория, согласно которой существует лишь абсолютная необходимость и полностью отрицается свобода в деятельности людей. Такая теория называется фатализмом (см.). С точки зрения этой теории деятельность людей сводится к нулю, определяется как пассивное следствие независимых от них законов.

Марксизм-ленинизм отрицает как ту, так и другую постановку вопроса о свободе и необходимости, считает их ошибочными и вредными. Диалектический и исторический материализм рассматривает свободу и необходимость в их взаимной обусловленности. Свобода заключается не в воображаемой независимости от законов природы, а в познании этих законов, в возможности использования их в практической деятельности: «...пока мы не знаем закона природы, он, существуя и действуя помимо, вне нашего познания, делает нас рабами «слепой необходимости».

Раз мы узнали этот закон, действующий (как тысячи раз повторял Марне) независимо от нашей воли и от нашего сознания,— мы господа природы». Необходимость, закономерность природы есть первичное, а воля и сознание человека — вторичное. До тех пор, пока человек не изучил необходимости, он действует слепо, неосознанно. Когда же человек познаёт необходимость, он научается владеть ею, использует её в интересах общества. Таким образом, свободная деятельность возможна лишь на основе осознания необходимости. Свобода есть осознанная необходимость.

Свобода в марксистском понимании есть продукт исторического развития общества. В начале своей истории человек — раб природы. В дальнейшем, познавая её объективные законы и практически преобразуя природу, он постепенно освобождается от этого рабства. Но в очень раннюю эпоху развития общества к естественному рабству человека присоединилось рабство социальное. С развитием частной собственности и возникновением классового общества люди стали рабами своих собственных общественных отношений. Классовый гнёт достигает высшей степени в капиталистическом обществе. Социалистическая революция освобождает людей от всякого социального гнёта. Общественные отношения перестают господствовать над людьми, не являются уже больше чуждой для них силой.

Положение марксизма о том, что люди становятся господами своих общественных отношений, нужно понимать не в том смысле, что при социализме якобы исчезают объективные законы, а в том смысле, что люди их познают и умело применяют в строительстве новой жизни, что в результате ликвидации капиталистического строя, который превращает людей в рабов их собственных общественных отношений, подчиняет их игре слепых стихийных сил, люди освобождаются от всякого социального гнёта.

Советское общество даёт пример такой свободы людей и их деятельности. Вся борьба советского народа за коммунизм под руководством Коммунистической партии есть образец сознательной деятельности людей, овладевших объективными законами общественного развития. В Коммунистической партии как авангарде трудящихся, в её руководящей роли наиболее ярко воплощена свободная деятельность народных масс, основанная на знании законов общественного развития.

Партия направляет всё движение советского общества в соответствии с назревающими историческими задачами и потребностями, мобилизует и организует массы трудящихся на выполнение этих задач, является душой и мозгом всей революционно-преобразовательной работы советского народа. Марксизм-ленинизм научно раскрывает объективные законы развития природы и общества и тем самым позволяет массам действовать не слепо, не стихийно, а сознательно. Поэтому повышение сознательности народных масс, руководимых Коммунистической партией, в условиях социализма становится важнейшим фактором развития. Это — та сила, которая ускоряет исторически необходимые процессы движения советского общества к коммунизму.