Filslov.ru - Философия как предмет науки


Софисты — от греч. «софист», что значит «мудрец»,— так называли древнегреческих философов, выступивших в V в. до н. э. как профессиональные учителя «мудрости» и красноречия. Софисты не составляли единой школы. Общее в их взглядах — отказ от религии, рационалистическое объяснение явлений природы, этический и социальный релятивизм. Основная группа софистов («старшие» софисты) выступала на стороне рабовладельческой демократии.

Для них характерно в общем материалистическое понимание природы. Представители этой группы—Протагор, Гиппий, Продик, Антифонт— были первыми античными просветителями-энциклопедистами . В центре их внимания стояли вопросы познания. Протагор, учивший о всеобщей текучести вещей, считал единственным надёжным источником познания ощущение,
причем человека он объявлял «мерой всех вещей». Некоторые софисты приходили к скептическим выводам относительно бытия и его познания.

Так, Горгий выдвинул три тезиса: 1) ничто не существует, 2) если бы что-либо существовало, то оно было бы непостижимо для человека, 3) если бы оно и было постижимо, то его нельзя было бы передать другим. Софисты, принадлежавшие к аристократическому лагерю,—Критий, Гигшодам — тяготели к философскому идеализму. Софисты прибегали в споре к приёмам, получившим впоследствии название софистики (см.). Особенно ярко эта тенденция проявилась у поздних софистов (IV в. до н. э.), превратившихся, по выражению Аристотеля, в учителей «мнимой мудрости».