Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Софисты — от греч. «софист», что значит «мудрец»,— так называли древнегреческих философов, выступивших в V в. до н. э. как профессиональные учителя «мудрости» и красноречия. Софисты не составляли единой школы. Общее в их взглядах — отказ от религии, рационалистическое объяснение явлений природы, этический и социальный релятивизм. Основная группа софистов («старшие» софисты) выступала на стороне рабовладельческой демократии.
Для них характерно в общем материалистическое понимание природы. Представители этой группы—Протагор, Гиппий, Продик, Антифонт— были первыми античными просветителями-энциклопедистами . В центре их внимания стояли вопросы познания. Протагор, учивший о всеобщей текучести вещей, считал единственным надёжным источником познания ощущение,
причем человека он объявлял «мерой всех вещей». Некоторые софисты приходили к скептическим выводам относительно бытия и его познания.
Так, Горгий выдвинул три тезиса: 1) ничто не существует, 2) если бы что-либо существовало, то оно было бы непостижимо для человека, 3) если бы оно и было постижимо, то его нельзя было бы передать другим. Софисты, принадлежавшие к аристократическому лагерю,—Критий, Гигшодам — тяготели к философскому идеализму. Софисты прибегали в споре к приёмам, получившим впоследствии название софистики (см.). Особенно ярко эта тенденция проявилась у поздних софистов (IV в. до н. э.), превратившихся, по выражению Аристотеля, в учителей «мнимой мудрости».