Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Стихийность и сознательность. — В конце 90-х годов XIX в. и в начале XX в. в России между революционными марксистами, с одной стороны, и оппортунистическим крылом социал-демократии—«экономистами» — с другой, шла борьба по вопросу о стихийности и сознательности в рабочем движении. Революционные марксисты во главе с Лениным считали основной задачей марксистов организацию самостоятельной централизованной партии рабочего класса, партии, вооружённой революционной теорией.
Без такой партии невозможно соединить социализм с рабочим движением, придать движению социалистическое направление, Ленин показал, что учение социализма возникло на основе рабочего движения из тех философских, исторических и экономических теорий, которые создавались образованными людьми, выходцами из имущих классов — интеллигенцией. Рабочий класс самостоятельно, исключительно своими силами, не в состоянии выработать социалистическое сознание, т. е. сознание, доходящее до понимания пролетариатом своих коренных классовых интересов.
Рабочий класс самостоятельно может выработать лишь тред-юнионистское сознание. Для выработки социалистического сознания необходимо стоять во главе науки. А рабочий класс, пока он остаётся угнетённым классом, не может стать во главе пауки и двигать её вперёд: для этого у него нет ни времени, ни средств. Социалистическое сознание вырабатывается революционной интеллигенцией. Но оно получает значение и силу только тогда, когда найдёт распространение в рабочем классе и когда пролетариат, осознав своё положение, устремится ускоренным шагом к сознательной революционной борьбе за социалистическую революцию. Главную роль в превращении стихийной борьбы в сознательную играет партия пролетариата. Своей деятельностью она вносит в рабочий класс социалистическое сознание и придаёт стихийной борьбе рабочего класса сознательный характер.
«Экономисты» — агенты буржуазии в рабочем движении — преклонялись перед стихийностью рабочего движения, игнорировали роль передовой теории, роль сознательности, считая, что раз рабочие стихийно, самотёком идут к социализму, то социал-демократия не должна вмешиваться в рабочее движение, прививать ему революционную сознательность. Отрицая роль сознательности в рабочем движении и необходимость политической борьбы пролетариата против царизма и капитализма, «экономисты» пытались превратить рабочий класс в политический придаток либеральной буржуазии, подчинить рабочих идеологии буржуазии, разоружить пролетариат идейно в его борьбе против капитала. Ленин характеризовал их позицию как «направление безграничного оппортунизма, пассивно приспособляющегося к стихийности». Теория преклонения перед стихийностью имела распространение в той или иной форме во всех партиях II Интернационала.
Ленин первый в истории марксистской мысли обнажил до корней идейные истоки оппортунизма. Он поднял на огромную высоту значение революционной теории сознательности, роль партии как революционизирующей и руководящей силы рабочего движения, обосновал коренное марксистское положение, гласящее, что марксистская партия есть соединение рабочего движения с социализмом. Он показал, что без революционной теории не может быть и революционного движения, что роль передового борца может выполнить только партия, руководимая революционной теорией. Решение Лениным вопроса о соединении рабочего движения с социализмом было развитием и углублением постановки этого вопроса Марксом и Энгельсом.