Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Фатализм (лат. — роковой) — идеалистическая теория, согласно которой историческое развитие предопределяется неведомой силой — роком, судьбой. Фатализм отрицает активную творческую роль партий, классов в истории, считая, что вмешательство человека в развитие общества, в исторические события бесполезно, что человек — только слепая игрушка в руках неумолимых законов истории. Фатализм — реакционное учение, ибо он проповедует пассивность, бездействие, самотёк и отрицает революционную борьбу.
Учение марксизма-ленинизма о закономерности общественного развития, о роли личности, классов, партий в развитии общества противостоит как фатализму, так и субъективизму, который всё общественное развитие сводит к действию «героев», великих личностей. Учение марксизма-ленинизма об исторической необходимости, об объективных законах общественного развития отнюдь не умаляет роли личности в истории (см.). Марксизм-ленинизм исходит из того, что люди сами делают историю, но что их деятельность обусловливается и определяется потребностями развития материальной жизни общества. (См. также Свобода и необходимость.)