Filslov.ru - Философия как предмет науки


Налбандян Микаэл Лазаревич

Налбандян Микаэл Лазаревич(1829—1866)—выдающийся армянский мыслитель-материалист, революционный демократ, социалист-утопист и просветитель, поэт и публицист. Налбандян был соратником и единомышленником русских революционных демократов Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Герцен и Огарёв высоко ценили деятельность Налбандяна, его бескорыстную преданность делу революционной демократии. Всю свою жизнь Налбандян посвятил борьбе против крепостничества, борьбе за укрепление армяно-русской дружбы, связывающей армянский и русский народы. Он считал, что только русская крестьянская антикрепостническая революция принесёт национальное и социальное избавление армянскому народу.

Вместе с Чернышевским и его соратниками он готовил всероссийскую демократическую революцию. Налбандян горячо защищал идею объединения революционного движения народов России против царизма. Пламенный патриот, Налбандян отстаивал демократические традиции армянского народа; он беспощадно громил армянских буржуазных националистов и либералов; так, космополитические взгляды либерала Назарянца он заклеймил как «жалкую, плачевную философию»,, как «чудовищное и отвратительное явление». Он отвергал «теории» либералов о классовой гармонии, указывая на ожесточённую классовую борьбу, раздирающую общество. Он разоблачал несправедливые, захватнические войны, колониальную политику капиталистических держав, показывал их хищнические планы, солидарность с политикой турецкого султанизма, с политикой физического уничтожения армянского народа.

В философии Налбандян был материалистом. Материю он считал первичной, вечной, неуничтожимой; в ней самой — причина её существования. Большое значение он приписывал опыту и индукции (см.). Идеи — это отражение природы, внешнего мира. Подобно представителям русского материализма 40—60-х годов XIX в. он стремился овладеть диалектикой. Природа всегда в движении; органический мир возникает из неорганического, утверждал Налбандян. Общественная жизнь — 8то процесс борьбы между прогрессивным и реакционным, в котором верх в конце концов берёт прогрессивное направление.

Налбандян отвергал идеалистическую философию Канта (см.), Фихте (см.), Гегеля (см.), беспощадно критиковал реакционную, монархическую суть гогелевских взглядов, его отступления от идеи развития. Он защищал идейные позиции зарождающейся прогрессивной армянской литературы, её демократическое направление. В вопросах эстетики он вслед за Белинским, Чернышевским и Добролюбовым защищал реализм. В филологии Налбандян смело пошёл на разрыв с идеалистическими традициями и подчёркивал, что ключ к правильному пониманию языка надо искать в его связи с жизнью народа и единстве с мышлением.

Налбандян был незаурядным поэтом, писателем. Его художественные произведении проникнуты ненавистью ко всему крепостническому. Его идеи стали источником прогрессивной, демократической армянской культуры второй половины XIX в. За свою революционную деятельность, распространение запрещённых лондонских (герценовских) изданий Налбандян был заточён в Петропавловскую крепость, где находился почти три года. Умер в ссылке, замученный царскими палачами. Крупнейшие произведения Налбандяна: «Две строки», «Зем яеделие как верный дуть», литературно -критическая статья о романе Прошьяна «Сое и Вартитер» и др.