Filslov.ru - Философия как предмет науки


Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики. Культура есть общественное явление, выражающее достигнутый на данном историческом этапе развития общества уровень в области технического прогресса, производственного опыта и навыков людей к труду, в области образования и воспитания, в области науки, литературы, искусства и соответствующих им учреждений.

В более узком смысле под культурой понимают совокупность форм духовной жизни общества, возникающих и развивающихся на основе исторически определённого способа производства материальных благ. В связи с этим к культуре относят достигнутый обществом уровень в развитии образования, в развитии науки, литературы, искусства, философии, нравственности и др. и соответствующих им учреждений. Важнейшими показателями исторически достигнутого уровня развития культуры является степень применения технических усовершенствований, научных открытий в общественном производстве, культурно-технический уровень производителей материальных благ, а также степень распространения образования, литературы, искусства среди населения.

Марксизм-ленинизм впервые научно решил вопрос о культуре, о её социально-историческом содержании, установив зависимость духовной деятельности людей от условий материальной жизни общества, от характера общественного и государственного строя. Идеалисты считают, что основой развития культуры является не материальное производство, а сознание, дух, деятельность гениальных личностей и т. п. Они утверждают, что культура не зависит от классовой борьбы, от политики, что она не связана с историей трудящихся масс.

Марксизм-ленинизм ведет непримиримую борьбу против всякого рода идеалистических теорий, имеющих своей целью доказать незыблемость буржуазной культуры, скрыть её классовый характер, оправдать империалистическую политику буржуазии, направленную на угнетение слабых народов, на подавление и. подчинение их культуры, прикрыть эту политику лозунгами космополитизма (см.), культуртрегерства и т. п. В определении существа культуры как общественного явления марксизм-ленинизм исходит из того коренного положения исторического материализма, согласно которому способ производства материальных благ обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще: Способ производства материальных благ в своём развитии обусловливает и переход от одного общественного строя и его культуры к другому, высшему общественному строю и порождаемой им культуре.

Культура, таким , образом, есть явление историческое, развивающееся. В основе развития материальной и духовной культуры" общества лежит закон развития способов производства, закон развития производительных сил- и производственных отношений. Значит, законы развития культуры являются объективными законами. Развитие культуры не зависит of произвола, от воли людей. Новая культура возникает лишь тогда, когда для этого созревают объективные условия, условия материальной жизни общества. Вместе с тем всякая новая культура исторически связана с культурой прошлого. Историческая преемственность в развитии материального производства является основой исторической преемственности в развитии материальной и духовной культуры. Ленин учил, что «пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества».

В классовом антагонистическом обществе духовная культура носит классовый характер. Господствующей культурой является культура господствующего класса. В классовом обществе культура развивается на базе классовых противоречий и служит орудием борьбы классов. В этой борьбе классы используют средства культуры — школу, науку, печать, искусство и т. д. для достижения своих классовых целей.

С возникновением и развитием наций культура приобретает национальный характер и развивается в национальных формах. Формами национальной культуры являются: национальный язык, психический склад нации, или национальный характер, национальные традиции, быт и др. В условиях капитализма в каждой национальной культуре есть две культуры. Наряду с господствующей, буржуазной по содержанию культурой в каждой национальной культуре имеются элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую.

Борьба демократических и социалистических элементов национальной культуры против буржуазной культуры является выражением борьбы трудящихся и эксплуатируемых масс под руководством рабочего класса и его интернационалистической партии против буржуазии, против буржуазного национализма. В социалистической культуре, создаваемой рабочим классом и трудящимися массами после завоевания диктатуры пролетариата, гармонически сочетаются прогрессивные демократические, революционные национальные традиции с общими жизненными интересами трудящихся всех наций.

Важным элементом национальной формы культуры является язык. Но между культурой в целом и языком существует важное различие, которое заключается в том, что культура в классовом обществе является классовой, а язык — неклассовым, общенародным. Язык может обслуживать как буржуазную, так и социалистическую культуру. Кроме того, с возникновением нового общественного строя изменяется и культура, в то время как язык остаётся в основном тем же в течение ряда общественных периодов.

Психический склад нации, особенности духовного облика людей, объединённых в нацию, находят своё выражение в своеобразии культуры данной нации. Этот психический склад является одним из основных признаков нации и формой национальной культуры. Психический склад нации, или национальный характер, отражает общность условий жизни людей, принадлежащих к данной нации; в классовом обществе различие в положении и в условиях жизни классов находит своё отражение в различии их социальной психологии. Особенности национальной культуры находят своё проявление также в быту людей.

Быт как форма национальной культуры выражает исторически сложившийся у данного народа уклад жизни, характеризующийся особыми, свойственными этому народу социальными и семейно-родственными отношениями, а также унаследованными от прошлого или вновь возникающими врачами, обычаями, традициями, обрядами, способами создания условий жизни (жилища, одежда и др.)- С развитием и изменением общественного строя происходят изменения в быту, во всём общественном и личном укладе жизни людей.

Борьба классов, имеющая своим следствием уничтожение старого общественного строя и установление нового общественного строя, закономерно ведёт к замене старой, отжившей свой век культуры новой, более передовой и прогрессивной культурой. Современная «культура» империалистической буржуазии является реакционной: она задерживает поступательное развитие общества.

Её характерными чертами являются антинародность, отрицание всего ценного и передового, созданного предшествующей буржуазной культурой в период прогрессивного развития капитализма, отрицание демократических элементов культуры, национальный нигилизм, отказ от национального суверенитета, пропаганда космополитизма, за которым скрывается стремление империалистов к мировому господству, проповедь всего реакционного в науке, философии, искусстве и т. д. Этой умирающей культуре противостоит советская социалистическая культура как новый тип культуры. Советская социалистическая культура защищает и использует все великие достижения культуры прошлых эпох и оплодотворяет их опытом борьбы за революционное преобразование общества, за коммунизм.