Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Интуиция — Под интуицией идеалисты понимают особую способность внутреннего созерцания, состояние наития, благодаря которому человек якобы может познать истину без участия рассудочной, логической деятельности сознания. Толкуемая таким образом интуиция имеет характер таинственной, мистической способности иррационального познания ( Шеллинг — см., Гартман, Бергсон — см.). У материалиста Спинозы (см.) интуиция носиэ рационалистический характер и означает высшее, разумное, не затемнённое страстями, чувствами познание природы.
Понятие интуиции мистифицируется идеалистами на том основании, что сознание способно иногда давать решение тех или иных вопросов как бы «внезапно». В действительности, как учит диалектический материализм, за способностью сознания иногда чутьём, интуитивно угадывать истину стоит опыт, приобретённые ранее фактические знания, которые дают возможность как бы «внезапно» правильно решать вопрос. Диалектический материализм отвергает поэтому интуицию, идеалистически трактуемую как особый, врождённый род познания, не опирающийся на практику, исключающий логическую деятельность сознания.