Filslov.ru - Философия как предмет науки


Искусство (литература, архитектура, скульптура, живопись, музыка, театр, кино и т. п.)—одна из форм общественного сознания. Так же как и наука, искусство обладает огромной познавательной и общественной силой. Характерная особенность искусства — отражение, воспроизведение действительности в форме художественных, чувственно воспринимаемых образов. Искусство, как и всякая идеология, определяется экономическим базисом общества. В классовом обществе искусство служит выражением интересов различных классов и идеологическим оружием в классовой борьбе. Развитие искусства в классовом, антагонистическом обществе происходит чрезвычайно противоречиво.

Так, например, представители буржуазного искусства в тот период, когда капитализм только возникал и был прогрессивным явлением, создавали передовые для своего времени литературу, живопись и т. д. Но, придя к власти, буржуазия начинает тормозить развитие искусства. «Капиталистическое производство,— писал Маркс, — враждебно некоторым отраслям духовного производства, каковы искусство и поэзия». При капитализме поэтому реалистическое искусство может развиваться, лишь постоянно вступая в той или иной форме в противоречие с интересами господствующих классов. Крупнейшие художники из среды эксплуататорских классов, стремящиеся к реалистическому, правдивому отражению действительности, в своём творчестве вступают в противоречие с идеями и интересами своих классов; часть из них переходит; на позиции передовых, угнетённых классов.

Русский народ, сыгравший громадную историческую роль в развитии всех областей науки, техники, культуры, внёс огромный вклад в развитие искусства. Великие представители русского искусства — Пушкин, Толстой, Некрасов, Чехов, Горький, Репин, Суриков, Чайковский, Глинка, Мусоргский и многие другие — создали величайшие художественные ценности. Главной особенностью их искусства являются глубокая идейность, стремление решить сложные социальные вопросы, связь с народным творчеством, служение народу. ; С появлением на исторической арене революционного пролетариата, с обострением классовой борьбы буржуазное искусство становится всё более фальшивым и лицемерным. В условиях империализма происходит окончательное вырождение буржуазного искусства. Главной особенностью упадочнического буржуазного искусства является безидейность, находящая своё выражение или в формализме (кубизм, импрессионизм, футуризм и т. п.), или в натуралистическом изображении действительности.

Буржуазное искусство целиком подчинено интересам империалистической буржуазии, оно призвано развращать сознание масс, отвлекать их от классовой борьбы, припивать им разбойничью империалистическую идеологию. Яркую характеристику буржуазного искусства дал Ленин в статье «Партийная организация и партийная литература» (1905). В этой статье Ленин указал и на те новые черты, которые будут отличать искусство пролетариата. Этими чертами являются коммунистическая идейность искусства, служение трудящемуся народу, воспитание парода в духе борьбы против всякого угнетения, в духе борьбы за новую, социалистическую жизнь, за коммунизм.

В борьбе с реакционной буржуазной идеологией уже в недрах старого строя начинает развиваться пролетарское искусство. Русский пролетариат ещё до победы революции выдвинул такого великого художника, как Максим Горький, который своими произведениями положил начало новой исторической эпохе в развитии искусства. Горький — родоначальник советского социалистического искусства, которое возникло и развивалось в борьбе за социалистическое общество. Это искусство — подлинно народное, ибо оно служит делу рабочего класса и всех трудящихся и выражает помыслы, интересы советского народа. Будучи новой, высшей ступенью в историческом развитии мирового искусства, социалистическое искусство критически осваивает и использует всё ценное, что создала человеческая культура в своём многовековом развитии. Коммунистическая партия указала советским писателям и художникам основной метод советского искусства — метод социалистического реализма (см.).

Этот метод позволяет глубоко и правдиво отражать в искусстве общественную жизнь, осознавать её с точки зрения социалистических задач пролетариата, использовать искусство как могучее средство коммунистического воспитания трудящихся. Коммунистическая партия оберегает советское искусство от влияния упадочнического искусства буржуазии, ведёт беспощадную борьбу против всякого рода чуждых социалистической культуре пережитков в советском искусстве. Исторические постановления ЦК Коммунистической партии о литературе и искусстве направляют развитие советского социалистического искусства, являющегося могучим орудием коммунистического строительства.

Большое внимание задачам дальнейшего развития советской литературы и искусства было уделено на XIX съезде партии. В отчётном докладе ЦК указано, что было бы неправильно за большими успехами не видеть крупных недостатков в развитии нашей литературы и искусства. Главные из этих недостатков: плохое ещё знание жизни, отступление от правды жизни, недостаточно высокий идейно-художественный уровень многих произведений. Среди некоторой части литераторов имела распространение глубоко ошибочная и вредная теория «бесконфликтности», отрицающая наличие противоречий в развитии советского общества и необходимость борьбы нового против старого.

Эта теория тормозила развитие советского искусства, толкала его па путь замазывания пережитков капитализма в сознании людей, принижала огромную роль советского искусства в коммунистическом воспитании трудящихся. Партия требует от советских писателей овладеть наследием великих русских сатириков Гоголя и Щедрина и беспощадно бичевать всё, что тормозит наше продвижение по пути к коммунизму. Указания XIX съезда Коммунистической партии о задачах советского искусства определяют путь дальнейшей борьбы за искусство, достойное великой эпохи строительства коммунизма.