Filslov.ru - Философия как предмет науки


Бруно Джордано

Бруно Джордано(1548— 1000) — итальянский философ эпохи Возрождения, провозвестник нового, рогрессивного мировоззрения, неутомимый борец против церкви, схоластики и религиозного мракобесия. Сожжён нквизицией в Риме.

В своей философии Бруно исходит из системы Коперника (см.), дополняя её рядом новых положений — о существовании бесконечного количества миров, о том, что Солнце не остаётся неподвижным, а меняет своё положение по отношению к звёздам, что атмосфера Земли вращается вместе с нею. Смелое учение Бруно было сильнейшим ударом по религии (см.). Главная идея Бруно, хотя и облечённая в пантеистическую оболочку, но сыгравшая огромную роль в развитии научного мировоззрения,— это идея о материальном единстве вселенной как совокупности бесчисленных миров, таких же солнечных систем, как и наша планетная система. Бруно принадлежит мысль об историческом развитии миров; он выдвигает также положение о постоянных геологических изменениях на земле, тем самым привнося в эту область идею развития. Материя и движение неразрывны, по мысли Бруно, хотя движение понимается им метафизически. Бруно требует опытного научного познания природы, решительно отвергает мёртвую схоластику с её оторванными от природы определениями и словесной шелухой. В познании природы наряду с опытом должен играть существенную роль человеческий разум.

Более того, величайшей задачей человеческого разума является познание законов природы. Данью времени являются у Бруно всякого рода теологические привески, например отождествление природы с богом. Пантеизм Бруно, однако, был в то время наиболее удобной формой для пропаганды материалистического мировоззрения. Буржуазная философия и поныне старается выдать Бруно за идеалиста. Замалчивая историческое значение славянской мысли и её влияния на западноевропейскую, буржуазные философы умаляют роль Джордано Бруно, воспринявшего и развившего дальше идеи великого польского учёного— Коперника. Главнейшие произведения Бруно: «О причине, начале и едином», «О бесконечности вселенной и мирах» (см. Джордано Бруно, Диалоги, 1949) и «Изгнание торжествующего зверя».