Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Экзистенциализм (лат. — существование) — упадочническое субъективно-идеалистическое философское течение эпохи империализма, основное назначение которого — деморализация общественного сознания, борьба против революционных организаций пролетариата. Экзистенциализм особенно распространён в настоящее время во Франции.
Создал эту реакционную философию датский мракобес Кьеркегор, враг социализма и демократии, который считал даже философию откровения Шеллинга (см.) недостаточно реакционной. Под «существованием» он понимает «индивидуальную духовную жизнь» и противопоставляет «существование» «бытию», т. е. материальному миру, реальной физической и общественной жизни. Отвращение к жизни, страх смерти, отчаяние—основные темы его произведений, которые с большим правом должны быть отнесены к психопатологии, чем к философии. Эта человеконенавистническая «философия» была принята на вооружение идеологами германского империализма (Хейдеггер, Ясперс). В новых исторических условиях, в иной социальной обстановке эта растленная философия выступает под фальшивой личиной «философии свободы». Реакционное существо её осталось неизменным — изменились лишь приёмы борьбы против революционной теории и практики и методы маскировки.
Современные экзистенциалисты стараются очернить революционную борьбу трудящихся за социализм, проповедуют интеллектуальный и моральный нигилизм, презрение к науке и нравственности. Исходя из субъективно идеалистических посылок, делая отправным пунктом своей философии «чистое самосознание», экзистенциалисты рьяно борются против диалектического и исторического материализма, против марксистского, научного миропонимания. Метафизически отрывая «существование» от «сущности», экзистенциалисты противопоставляют их, доказывая первичность «существования»; эта теория направлена против материалистического учения о первичности материи, а в применении к общественной жизни — против научного понятия исторической закономерности. Свободу экзистенциалисты понимают не как реальное общественное отношение, которое завоёвывается в борьбе против классового и национального порабощения и достигается при социализме, а как идеалистическую врождённую «свободу воли», дающую право буржуазному индивидууму действовать по своему произволу.