Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Тезисы о фейербахе—одиннадцать тезисов К. Маркса о Фейербахе (см.), написанные в 1845 г. и впервые опубликованные Энгельсом в 1888 г. В этих тезисах на основе критики Фейербаха и всего старого материализма Маркс дал гениальный набросок своего нового мировоззрения. Маркс показал, что основной недостаток старого материализма состоял в его созерцательности, в непонимании практики как основы познания, основы взаимодействия человека и природы.
«Главный недостаток всего предшествовавшего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том,— пишет Маркс,— что предмет, действительность, чувственность, берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика...». В центре всех тезисов Маркса стоит вопрос о практике, о её значении для познания, о её роли в общественной жизни людей. В этом подчёркивании роли практики выражена важнейшая сторона того переворота в философии, который произвёл марксизм. Вне практики, практической деятельности общества невозможно понять ни одного вопроса философии.
Общественная жизнь, пишет Маркс, является по существу практической — только в человеческой практике может быть найдено рациональное разрешение теоретических вопросов. Маркс, применяя этот принцип прежде всего к теории познания, критикует Фейербаха за то, что тот, недовольный спекулятивными фантазиями идеализма и апеллируя к чувственному созерцанию, рассматривает чувственное познание столь же абстрактно, т. е. не как практическую человечески-чувственную деятельность. Фейербах, как и другие домарксовские материалисты, знал только одну деятельность человека.
В «Тезисах о Фейербахе» Маркс формулирует некоторые основы нового, материалистического понимания истории. Оп критикует Фейербаха за то, что тот берёт обособленного человека, изолированного от общества, от хода истории, и сводит сущность человека к одним природным качествам, видит лишь природную, а не общественную связь между людьми.
Маркс даёт своё известное определение сущности человека. Сущность человека, указывает он, «не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность общественных отношений». Не понимая этого, Фейербах не мог дать и глубокой критики религии. Вся критика религии у Фейербаха состоит в том, отмечает Маркс, что он сводит религиозный мир к его земной основе. Фейербах правильно считал, что люди создали богов по образу и подобию своему, но оп не видел классовых причин раздвоения в религии мира па мир духовный и мир материальный, но понимал, что уничтожение религии невозможно без уничтожения эксплуатации, неравенства, свойственных классовому обществу. Главное поэтому, указывает Маркс, должно заключаться в том, чтобы подвергнуть теоретической критике земную основу, т. е. господствующие общественные отношения, и революционно практически преобразовать их. «Тезисы» Маркса проникнуты идеей революционного преобразования мира.
В этом наброске Маркс сформулировал свой знаменитый тезис, в котором ярко выражена революционная сущность марксизма: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Гениальные идеи, составляющие содержание тезисов, получили впоследствии полное и всестороннее развитие в трудах Маркса и Энгельса.