Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Субстанция (лат. — сущность) — в домарксовской философии неизменная основа всего существующего, в противоположность изменчивым свойствам единичных вещей. Метафизический материализм считал такой субстанцией материю. Для идеалистов субстанцией является дух, бог, идея. Декарт(см.) признавал две самостоятельные субстанции: субстанцию духовную и субстанцию телесную. Агностики ( Юм — см., Кант см.) считали субстанции вещей непознаваемыми.
Диалектический материализм отрицает субстанцию вещей как нечто неизменное. Для марксистского философского материализма субстанцией, т. е.. сущностью, основой мира, является движущаяся и вечно развивающаяся материя, При этом диалектический материализм исходит из единства сущности и явления, т. е. материи и форм её проявления. Ленин указывал, что материя есть более точное и ясное понятие, чем субстанция.