Filslov.ru - Философия как предмет науки


Существенное различие между умственным и физическим трудом и пути его ликвидации С уничтожением капитализма и системы эксплуатации в нашей стране была уничтожена противоположность между умственным и физическим трудом (см.). Уничтожение противоположности между умственным и физическим трудом — величайшая победа советского народа, одержанная под руководством Коммунистической партии.

Практика социалистического строительства в СССР выдвинула новую проблему — проблему ликвидации существенного различия между трудом умственным и трудом физическим. Впервые в марксизме этот вопрос разработан в труде И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (см.). Существенное различие между умственным и физическим трудом в нашем обществе выражается прежде всего в том, что у нас не преодолена ещё разница, разрыв в культурно-техническом уровне большинства рабочего класса и большинства крестьянства, с одной стороны, и интеллигенции— с другой. У пас непрерывно растёт культурно-технический уровень рабочих и крестьян, но в массе своей они ещё не поднялись до уровня инженерно-технических работников.

Это говорит о том, что в нашей стране не ликвидированы ещё остатки старого разделения труда. Задачи строительства коммунизма и происходящий в процессе перехода к коммунизму бурный рост всего общественного производства, непрерывный технический прогресс требуют от работников высокой квалификации и знаний, дальнейшего поднятия культурно-технического уровня советских людей. Проблема уничтожения существенного различия между умственным и физическим трудом имеет поэтому важнейшее практическое значение для дальнейшего развития социалистического общества по пути к коммунизму. Не разрешив её, невозможно обеспечить такой рост общественного производства, который требуется для построения коммунизма. Подчёркивая огромное значение подъёма культурно-технического уровня всей массы трудящихся, И. В. Сталин писал: «Что было бы, если бы не отдельные группы рабочих, а большинство рабочих подняло свой культурно-технический уровень до уровня инженерно-технического персонала? Наша промышленность была бы поднята на высоту, недосягаемую для промышленности других стран»

Одним из основных предва рительных условий подготовки перехода к коммунизму яв ляется такой культурный рост общества, который обеспечил бы всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, свободный выбор профессии. Чтобы обеспечить такой рост культурности членов общества, необходимо будет, когда для этого созреют объективные материальные предпосылки, произвести серьёзные изменения в нынешнем положении труда. Нужно будет сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов, чтобы трудящиеся получили достаточно свободного времени для всестороннего образования. Необходимо, далее, ввести общеобязательное политехническое обучение для того, чтобы члены общества имели возможность свободно выбирать себе профессию. Для этого нужно также коренным образом улучшить жилищные условия, значительно поднять реальную заработную плату рабочих и служащих. Коммунистическая партия и Советское государство в своей деятельности неизменно исходят из задачи постоянного улучшения материального и культурного положении советских людей. Пятый пятилетний план — новое яркое свидетельство повседневной заботы партии и государства о благе народа.

Из года в год в нашей стране улучшаются жилищные условия трудящихся. В новой пятилетке осуществляется широкая программа государственного жилищного строительства, а также строительства индивидуальных жилых домов рабочих и служащих. Неуклонно растёт реальная заработная плата рабочих и служащих и доходы крестьян. В послевоенный период в стране шесть раз снижались государственные розничные цены на продовольственные и промышленные товары, в результате чего население получило огромные выгоды.

Партия и правительство принимают меры к крутому подъёму отраслей промышленности , непосредственно удовлетворяющих материальные и культурные потребности трудящихся. Большие средства расходует Советская власть на материально-культурные нужды народа, на развитие просвещения. Растёт число школ, техникумов, вузов. К концу пятой пятилетки будет завершён переход от семилетнего образования к всеобщему среднему образованию в крупнейших городах и промышленных центрах, а в следующей пятилетке — в остальных городах и сельских местностях. В наше время введение всеобщего политехнического обучения стало насущной практической задачей. В пятой пятилетке в СССР намечено приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению.

В преодолении существенного различия между умственным и физическим трудом велика роль социалистического соревнования, роль патриотической инициативы народных масс снизу. Социалистическое соревнование содержит в себе зачатки культурно-технического подъёма рабочих до уровня работников инженерно-технического труда. В послевоенный период соцсоревнование поднялось на новую, высшую ступень, демонстрируя возросший уровень культуры рабочего класса. Широкий размах приняло движение передовиков производства, рационализаторов и изобретателей. Коммунистическая партия всемерно поддерживает и развивает самодеятельность, инициативу трудящихся, бережно ухаживает за ростками нового, коммунистического в нашей жизни.

В социалистическом обществе новые пути в науке и технике нередко прокладывают неизвестные в научном мире простые люди, практики, новаторы производства. С каждым годом развивается содружество деятелей науки с производственниками. Это повое явление в нашей жизни стало возможным потому, что культурный уровень советского рабочего и крестьянина в условиях социализма неуклонно растёт. В Советской стране становится обычным явлением, когда рабочий — новатор производства, колхозник — мастер высоких урожаев являются авторами брошюр о передовом опыте на производство, успешно выступают с докладами и лекциями о производственных достижениях, состоят членами учёных советов институтов и т. д.

Для построения коммунистического общества и в частности для преодоления существенного различия между умственным и физическим трздам первостепенное значение имеет коммунистическое воспитание трудящихся (см.). Партия организует широкую пропаганду марксизма-ленинизма в массах, развивает все формы социалистической культуры. Идеологическая работа Коммунистической партии направлена к тому, чтобы очистить сознание людей от пережитков капитализма, от предрассудков и вредных традиций старого общества. Коммунистическая партия развивает в массах высокое сознание общественного долга, воспитывает трудящихся в духе советского патриотизма и дружбы пародов, в духе заботы об интересах государства, совершенствует лучшие качества наших людей — социалистическое отношение к труду, к общественной собственности, готовность и умение преодолевать любые трудности и т. д.

Ликвидация существенного различия между умственным и физическим трудом приведёт к исчезновению социальных граней между рабочим классом и крестьянством, с одной стороны, и интеллигенцией — с другой. Преодоление существенного различия между умственным и физическим трудом не означает, однако, что между ними исчезнет всякое различие. Какое-то различие, хотя и несущественное, всё же сохранится, уже потому, что условия работы руководящего состава предприятий не одинаковы с условиями работы рабочих.