Filslov.ru - Философия как предмет науки


Сен Симон Клод Аиря

Сен Симон Клод Аиря(1760—1825) — один из великих социалистов-утопистов XIX в. Социальная система Сен-Симона возникла в то время, когда пролетариат ещё был в неразвитом состоянии и своё положение представлял себе, по словам Маркса и Энгельса, фантастически. В противоположность буржуазным философам и социологам того времени, защищавшим буржуазный строй, Сен-Симон критиковал его, мечтал о замене капиталистических порядков социализмом, хотя сущности капитализма не понимал, не видел пути к социализму.

Сен-Симон родился в графской семье. Учителем и воспитателем его был Даламбер (см.). Участвовал добровольцем в войне за независимость США. Во время французской буржуазной революции конца XVIII в. отказался от графского титула. В первый период революции сочувствовал ей, с наступлением эпохи террора разочаровался в ней. Умер Сен-Симон в нищете. По характеристике Энгельса, Сен-Симон был самым универсальным умом своего времени. Примыкая в некоторых вопросах к философии французского материализма, Сен-Симон поднимается, однако, выше последнего в понимании развития человеческого общества.

В то время как французские материалисты рассматривают исторический процесс как простое сцепление случайностей, Сен-Симон пытается обосновать учение о закономерном развитии истории. Каждая общественная система, по Сен-Симону, в период своего возникновения являлась шагом вперёд в развитии исторического процесса. Исторически были прогрессивны как рабовладельческая система, так и феодальная, ибо и та и другая способствовали дальнейшему развитию производства, науки и искусства. Сен-Симон выступил против утверждений своих предшественников, особенно Руссо (см.) о том, что идеальным общественным строем является родовое общество, возникшее у колыбели человечества.

Исходя из своей теории исторического прогресса, Сен-Симон заявляет, что золотой век находится в будущем. Однако, так же как и французские материалисты, Сен-Симон в понимании движущих сил общественного развития стоит на идеалистических позициях. Прогресс научных знаний, морали и религии определяет собой, согласно Сен-Симону, общественное развитие. История, с его точки зрения, проходит три фазы развития — теологическую (период господства религиозной системы, охватывающий рабовладельческое и феодальное общества), метафизическую (период крушения феодальной и теологической систем) и позитивную (будущий общественный строй, основанный на науке).

Несмотря на идеалистическое понимание исторического развития, Сен-Симон высказывает мысли, приближающиеся к правильному, материалистическому пониманию истории. Крупнейшей заслугой Сен-Симона является подход к пониманию роли собственности и классов в развитии общества. Весь ход истории Франции с XV в. до французской революции включительно он объясняет перемещением собственности от духовенства и дворянства к промышленникам и классовой борьбой между ними.
Основой будущего строя, по Сен-Симону, явится научно и планово организованная крупная промышленность. Сен-Симон, так же как и Фурье (см.), сохраняет в проектируемом им обществе частную собственность и классы. В будущем строе господствующая роль должна принадлежать науке и промышленности, учёным и промышленникам; к последним Сен-Симон относил наряду с рабочими также и буржуа, фабрикантов, купцов, банкиров.

Таким образом, он строил свой утопический социализм на принципе примирения классов. «Но что Сен-Симон особенно подчеркивает, — пишет Энгельс, — это следующее: всюду и всегда его в первую очередь интересует судьба «самого многочисленного и самого бедного класса»». В своей последней работе, «Новое христианство», Сен-Симон пишет, что конечной целью его стремлений является освобождение рабочего класса, уничтожение нищеты и повышение материального и культурного благосостояния «бедного класса». В этом он видел осуществление нового, «истинного» христианства. Но к пролетариату Сен-Симон относился, как к страдающему классу.

Он не понял его особой исторической роли, не видел в нём той общественной силы, которая должна стать творцом нового общества. Плановое руководство промышленностью должно, по Сен-Симону, осуществляться главным образом в интересах большинства общества, особенно его беднейшей части. Общество должно обеспечить всем право на труд. Каждый работает по своим способностям. Идея Сен-Симона о плановом, общественно организованном характере производства как основе будущего общественного строя являлась большим вкладом в теорию социализма. Сен-Симон высказывает «в зародышевой форме» гениальную мысль о том, что в будущем промышленном строе «политическое управление людьми должно превратиться в распоряжение вещами и в руководство процессами производства...». Сен-Симона наряду с Фурье и Оувном (см.) Маркс называл патриархом социализма.

Учение Сен-Сиыона носит у топический характер. Будущий промышленный строй, по Сен Симону, наступит в результате пропаганды новой, «положительной» (позитивной) философии, а именно его собственной философии. Сен-Симон, как и Оуэн и Фурье, был противником революционного разрешения противоречий капиталистического строя. Их учение не было пролетарским, научным социализмом, это, был утопический, мечтательный социализм, это было учение социалистов-одиночек, а не вождей пролетарских масс, каковым явился научный социализм Маркса и Энгельса. В философии Сен-Симон был эклектиком, колебался между материализмом и Идеализмом. После смерти Сен-Симона его ученики (Базар, Ан-фантен) продолжали пропаганду его утопических идей.

Однако школа Сен-Симона вскоре распалась и превратилась в своего рода религиозную замкнутую секту с «новой религией» любви, отказавшуюся от прогрессивных взглядов Сен-Симона и поднявшую на щит всё отсталое в его мировоззрении. Основные сочинения Сен-Симона: «Письма женевского обитателя к современникам» (1802), «Очерк науки о человеке» (1813), «Труд о всемирном тяготении» (1813), «О промышленной системе» (1821), «Катехизис промышленников» (1823—1824) и «Новое христианство» (1825). (См. также Утопический социализм.)