Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Реализм средневековый — направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия («универсалии») имеют реальное и объективное существование и предшествуют существованию единичных вещей. «Реалисты» выдвигали два положения:
1) «универсалии суть реальности» и
2) «универсалии существуют раньше вещей». Средневековый «реализм» стоял, таким образом, на идеалистической позиции древнегреческого философа Платона (см.), считавшего, что только потусторонний мир идей реален, а земная действительность — лишь бледная копия мира идей. Средневековый «реализм» был философской базой католицизма (см.).
Виднейшими представителями средневекового «реализма» были Ансельм Кентерберийский и Вильгельм из Шампо. К этому же направлению примыкал и Фома Аквинский (см.). Против «реализма» вели упорную борьбу представители номиналистического направления в средневековой философии (см. Номинализм). Эта борьба была выражением борьбы двух тенденций в философии — материалистической (номинализм) и идеалистической («реализм»).