Filslov.ru - Философия как предмет науки


Персонализм (от лат. persona — личность) — реакционное философское течение воинствующего идеализма, получившее значительное распространение в современной буржуазной философии. Отличительной чертой этой формы идеализма является признание «личности» первичной реальностью. «Личность» трактуется персонализмом как духовный первоэлемент бытия. Персонализм возрождает учение немецкого идеалиста XVII в. Лейбница (см.) о духовных «монадах» как основе всего существующего научному, материалистическому миропониманию, рассматривающему природу как совокупность материальных вещей, персонализм противопоставляет идеалистическую концепцию, рассматривающую природу как совокупность духов — «личностей».

Грубо фальсифицируя выводы естествознания, персонализм утверждает, будто движущей силой всех явлений природы (физических, биологических) является присущее каждому из них духовное начало. Научному пониманию закономерности персонализм противопоставляет телеологию—утверждение, будто развитие явлений природы происходит в соответствии с заложенными в них целями, а не на основе причиной обусловленности. Персонализм является открыто религиозной философией. Надмножеством «личностей», образующих мир, во мнению персоналистов, стоит «верховная личность»— бог.

Персонализм придерживается самой махровой поповщины — теизма, т. е. понимания бога как личности, обладающей разумом и нолей и сотворившей мир. Для той формы идеалистического мракобесия неприемлемы даже такие, более умеренные формы религии, как пантеизм (см.) и деизм (см.). Персоналисты ведут яростную борьбу против материализма, отравляя сознание трудящихся в капиталистических странах ядом архаических суеверий.
Основателем персонализма в США был Б. Боун (1847—1910). В настоящее время представителями персонализма в США являются Р. Флювеллинг и Э. Брайтман. В Англии наиболее известным представителем этой формы идеализма был У. Кэрр, в Германии — психолог В. Штерн, во Франции — Э. Мунье и русский эмигрант, махровый мракобес П. Бердяев.

Прямая связь персонализма с защитой капиталистического строя со всей наглядностью обнаруживается в социально-политических воззрениях американских персоналистов. Учению о революционном преобразовании общественных отношений, вытекающему из материалистического понимания истории, персонализм противопоставляет идеалистический реакционный вывод о том, что надо изменить не мир, а «личность», душу, т. е. оставить в неприкосновенности капиталистический строй, эксплуатацию и направить усилия на «духовное самосовершенствование», «моральное перерождение». Конечный вывод персонализма о том, что следует бороться не за новый мир, а за «новую душу», ясно показывает реакционную сущность этой философии, направленной против жизненных интересов трудящихся масс, их реального социального и политического освобождения. Отличную от американских персоналистов политическую позицию занимает группа французских персоналастов — последователей Э. Мунье (группа «Эспри»), Эта группа состоит из радикально настроенной, но неустойчивой, колеблющейся мелкобуржуазной интеллигенции, находящейся в плену идеалистических и индивидуалистических предрассудков.