Filslov.ru - Философия как предмет науки


Мечников Илья Ильич

Мечников Илья Ильич(1845—1916) — выдающийся русский биолог, один из основоположников микробиологии, сравнительной эмбриологии и патологии; теоретик дарвинизма, творчески развивший это учение. Мировоззрение Мечникова сложилось под влиянием революционных, антикрепостнических настроений и передовых идей великих революционных демократов 60-х годов. Мечников был одним из прогрессивных деятелей русской Материалистической науки и борцом против идеологической реакции в науке.

Он сделал огромный вклад в развитие зоологии, эмбриологии, микробиологии, патологии, антропологии, дарвинизма и т. д, g области зоологии им были описаны новые виды кольчатых червей и сосущих инфузорий, а также разработаны биологические методы по борьбе с вредными для сельского хозяйства насекомыми (хлебными жуками), которая велась посредством заражения их личинок грибком (зелёная мюскардина). Вместе с А. О. Ковалевским Мечников является основателем эволюционной эмбриологии.

Он автор замечательных работ по изучению зародышевого развития различных групп животных (губок, гидромедуз), насекомых и др. В результате этих исследований были установлены общие закономерности зародышевого развития различных групп животных, доказано их генетическое родство и единство происхождения. Тем самым был внесён большой вклад в творческое развитие учения Дарвина (см.). Теорию Дарвина Мечников творчески развил также в вопросе о воспалении и иммунитете. На основе двадцатилетних исследований си создал стройную фагоцитарную теорию воспаления и иммунитета. До Мечникова явления воспаления объяснялись посредством метафизической теории клеточной патологии Вирхова. Вирхов был врагом дарвинизма и боролся против распространения его в науке.

Мечников, наоборот, доказал плодотворность идей дарвинизма и его исторического метода в разработке проблем патологии. Горячо пропагандируя и защищая дарвинизм, Мечников, однако, не подходил к нему догматически. Он выступал с критикой реакционной мальтузианской идеи о перенаселении, воспринятой Дарвином для объяснения причин борьбы за существование и отбора. По вопросам теории познания Мечников выступал против идеализма и метафизики. Он отвергал религиозно-поповское учение о душе и её бессмертии. «Наука,—писал он,— не может допустить бессмертия сознательной души, так как сознание есть результат деятельности элементов нашего тела, не обладающих бессмертием». Мечников не оставлял без отпора различные вылазки мракобесов в науке: виталистов, спиритуалистов, телеоиатов вроде Густава: Лебона, Оливера Лоджа и других мистиков.

Он страстно боролся против «модных» реакционных философов — Джемса (см.), Бергсона (см.), Гартмана, Ницше (см.), — считая их наиболее вредными идеологами буржуазной реакции. Тяжёлые условия работы, сложившиеся в результате постоянной травли со стороны правящих реакционных кругов царской России, вынудили Мечникова эмигрировать за границу. 28 лет он прожил на чужбине. Однако, живя вдали от родины, он оставался её горячим патриотом и не порывал тесной связи со своими друзьями, находившимися в России. Он выступал горячим поборником раскрепощения женщины, ратовал за женское образование, за социальные права женщин.

Социально-политические вопросы Мечников освещал с неправильных позиций. Он ошибочно полагал, что только наука является решающей силой для устранения социального зла и несправедливости. Борясь против политической и идеологической реакции, он не видел действительных сил общественного развития и не понимал законов общества. К трактовке социальных проблем он подходил с идеалистических и позитивистских позиций. Главнейшие труды Мечникова: «Этюды о природе человека» (1903), «Этюды оптимизма» (1907), «Сорок лет искания рационального мировоззрения» (1912), сборник «О дарвинизме»