Filslov.ru - Философия как предмет науки


Монтескье Шарль Луи (1689—1755)—французский социолог, выразитель политических настроений французской буржуазии середины XVIII столетия. Важнейшие труды Монтескье — «Персидские письма» (1721), «Рассуждения о причинах величия римлян и их упадка» (1734), «О духе законов» (1748) — получили широкое распространение. Они пользовались наряду с сочинениями Руссо большой популярностью, в частности среди деятелей французской буржуазной революции 1789 г. На русский язык все три работы переведены ещё в XVIII в. В первой из них Монтескье дал острую критику абсолютистских порядков при Людовике XIV, в двух других работах пытался вскрыть происхождение государственного строя, объяснить природу законов и па этой «естественной» основе составить план общественных реформ.

Монтескье проводил мысль о закономерном развитии всех явлений. Законы, по определению Монтескье, суть «необходимые отношения, вытекающие из природы вещей»; в этом смысле всё, что существует, имеет свои законы, утверждает Монтескье. Закономерность господствует и в области общественных отношений. Монтескье был одним из основоположников «географического направления» в социологии (см.). Нравственный облик народа, характер его законов и образ правления обусловлены, по Монтескье, климатом, почвой, размером территории, на которой он живёт.

Нет, таким образом, абсолютно целесообразного, разумного государственного строя,религии,законов, нравов. Всё зависит от условий жизни народа, под которыми Монтескье понимал географические условия. Однако законы, с точки зрения Монтескье, не являются следствием объективных общественных отношений. Законы устанавливаются разумом, который должен учитывать дух народов, определяемый географическими условиями их жизни. Таким образом, его учение о законах имеет идеалистический характер, оно далеко от научногр понимания законов общественного развития. Тем не менее его идея о закономерности в человеческой' истории — основная идея произведения «О духе законов» — была прогрессивна. В противоположность Тоббсу (см.) для Монтескье естественное состояние людей — это мир и равенство между ними.

Монтескье чужд взгляд на государство, как на историческую категорию. Наилучшей государственной формой правления он считал конституционную монархию. Монтескье является творцом популярной либеральной теории разделения власти на исполнительную, законодательную и судебную. Монтескье — один из авторов так называемой «количественной теории» денег. Монтескье хотя и не был атеистом, но в своих произведениях подверг острой критике церковь и духовенство.