Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Лессинг Готгольд Эфраим (1729—1781) — один из крупнейших деятелей немецкого и европейского просвещения, теоретик искусства, публицист, драматург. Демократ, борец с феодально-крепостническим строем и его идеологией, Лессинг в эстетике и философии выступал как теоретик революционного буржуазного реализма XVIII в. В своих философских сочинениях Лессинг расправлялся с религиозным пиетизмом, защищая идею веротерпимости и права свободного разума. Отражая слабость и незрелость буржуазно-освободительного движения в Германии того времени, Лессинг оставался в основном идеалистом.
Его критика господствующих феодальных порядков также не была революционно заострённой. Из крупных теоретических работ Лессинга самые известные: «Лаокоон» (1766) и «Гамбургская драматургия» (1767—1769). В этих работах Лессинг развил последовательную и тонкую критику дворянского классицизма XVII в. Лессинг показал оторванность этого искусства от жизни народа и один из первых в Германии решительно объявил творчество Шекспира образцом народности и реализма. Идеалом Лессинга было искусство гражданственное и героическое, в духе искусства древней Греции и Рима. В таком духе Лессинг стремился революционизировать немецкий театр и литературу вообще.
Эстетические воззрения Лессинга не выходят за пределы буржуазного просветительства. Он ищет идеальные образы в далёком прошлом.
Пьесы Лессинга «Сарра Сампсон», «Минна фон Барнгельм», «Эмилия Галотти» и «Натан Мудрый» социальной глубиной идей, свежестью художественного языка и смелостью реализма, направленного против немецкого абсолютизма, составили эпоху в немецкой литературе XVIII в. Но пьесы Лессинга остаются в пределах жанра буржуазной «мещанской драмы», несмотря на то, что в ряде своих произведений он пытается преодолеть ограниченность этого жанра (например, элементы героики в «Эмилии Галотти», попытка создания философской драмы в «Натане Мудром»). Историческая роль Лессинга как теоретика, как радикального и смелого просветителя высоко оценивается прогрессивными силами немецкого народа.