Filslov.ru - Философия как предмет науки


Кювье Жорж (1769—1832)— Крупный французский учёный-зоолог, палеонтолог. Кювье установил факты, имеющие большое значение для науки, и сделал открытия, которые были использованы Ламарком, Дарвином и другими эволюционистами для научного обоснования идеи развития живой природы. Кювье принадлежат крупные открытия в области сравнительной анатомии и палеонтологии. Вместе с тем Кювье, являясь ярым защитником реакционного идеалистического и метафизического мировоззрения, решительно выступал против идеи развития и отстаивал метафизическое учение о постоянстве и неизменности видов.

Особенно резко это выразилось в его теории о четырёх неизменных типах организации животных и в той ожесточённой борьбе, которую вёл Кювье с Ламарком (см.) и Жоффруа Сент Илером, как представителями эволюционизма, трансформизма в биологии. Уже факты, исследованные самим Кювье но изучению вымерших ископаемых животных, совершенно несходных с современными видами, свидетельство вали о том, что живая природа изменяется и развивается и что современные виды животных имеют своими родоначальниками вымершие, ископаемые формы. Однако Кювье такого вывода не сделал. Наоборот, чтобы устранить возникшее противоречие между новыми фактами и старой, отжившей догмой о постоянстве и неизменности видов, Кювье придумывает метафизическую теорию катастроф.

Кювье развивал мысль о том, что на земной поверхности в прошлом произошёл ряд внезапных грандиозных катастроф (катаклизмов), в результате которых всё живое на земле уничтожалось сразу, а потом создавалось совершенно заново, без всякой связи с предыдущими формами. Кювье отстаивал реакционную мысль о том, что современные виды появились не путём изменения когда-то существовавших форм, а в результате новых актов творения. Эта антинаучная поповская теория Кювье подверглась критике со стороны Ламарка, Дарвина (см.) и в особенности геолога Ляйеля, доказавшего, что подобных катастроф в истории развития земли не было. Реакционно-идеалистический и метафизический характер теории катаклизмов был глубоко вскрыт классиками марксизма-ленинизма.

Диалектическая теория развития учит, что революции и скачки в природе и обществе возникают закономерно в результате предшествующей эволюции, что эволюция и революция представляют две неотъемлемые формы движения. Между тем теория Кювье говорит о взрывах и революциях в природе, ко-» торые наступали не в результате предшествующей эволюционной фазы развития, а внезапно и неожиданно, стало быть, незакономерно и беспричинно. Идеалистических и телеологических взглядов придерживался Кювье и в объяснении жизненных отправлений организма. Всякое организованное существо, по мнению Кювье, образует единое целое, единую замкнутую систему; части её соответствуют и содействуют друг другу благодаря влиянию ч одной «конечной цели».

Кювье своими открытиями в науке содействовал дальнейшему развитию познания природы. Но, борясь против прогрессивных и передовых идей Ламарка и других эволюционистов, защищая идеалистические и метафизические воззрения на природу, он вместе с тем выступал на стороне реакционного лагеря в естествознании и философии. К этому побуждали Кювье также его реакционные социально-политические взгляды.