Filslov.ru - Философия как предмет науки


Качество и количество—философские понятия, отражающие важные стороны предметов и процессов. Качество есть существенная определённость предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом. В природе и обществе всё находится в постоянном движении, развитии, всегда что-то отмирает и возникает. Но из этого не следует, что предметы, явления не имеют определённого содержания, определённой формы существования, что они неустойчивы. Их качественная определённость и есть то, что делает их устойчивыми, что разграничивает предметы и создаёт конкретное многообразие природы. Марксистская диалектика поэтому решительно выступает против механистических теорий, отрицающих качество предметов как их объективную определённость и сводящих всё многообразие мира к чисто количественным различиям.

Такое сведение стирает качественное своеобразие предметов и открывает двери для всякого рода антинаучных взглядов, согласно которым развитие есть лишь чисто количественное изменение, не требующее скачков, революционных форм борьбы против старого и т. д. Таковы, например, взгляды реформистов, считающих, что одно количественное изменение капитализма посредством мелких реформ, изменении в законодательстве, без коренного качественного изменения, без революции и установления диктатуры пролетариата может привести «когда-либо» к возникновению социализма. Между тем капитализм и социализм как общественные способы производства в корне противоположны друг другу но своей качественной определённости. Им присущи различные законы развития, и именно потому, что они в корне противоположны по своему качеству, переход от одного к другому, от капитализма к социализму возможен лишь в результате коренной ломки старого, капиталистического строя, революционного уничтожения этого строя и утверждения нового, социалистического строя.

Понятие качества имеет поэтому огромное теоретическое значение. Научное познание в первую очередь должно установить качественную определённость изучаемых явлений, т. е. вскрыть присущие им особенности, отличающие их от других явлений. Не установив качества предметов, нельзя выяснить закономерности их развития.

Для науки важно прежде всего не то, что объединяет предметы, а то, что отличает их друг от друга. Отказ от признания качественной определённости вещей, явлений ведёт к субъективно-идеалистическому утверждению отом, что всё многообразие мира есть лишь плод ощущений субъекта. Такова, например, теория о первичных и вторичных качествах, согласно которой только протяжённость, объём, фигура предметов объективны, а цвет, запах, звук, вкус и т. п. субъективны. Такой взгляд в корне противоречит действительности.
Качество вещей и явлений из вечно, оно подвержено изменению. Метафизик представляет себе развитие как движение, совершающееся в пределах одних и тех же качеств, исключающее всякое возникновение нового и уничтожение старого. Таковы, например, антинаучные взгляды вейсманистов-морганистов па развитие живой природы, взгляды вирховианцев на клетку и т. п.

В противоположность этому диалектический, метод считает, что процесс развития следует понимать не как движение но кругу, а как движение поступательное, как переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, как развитие от простого к сложному, от низшего к высшему. Новое качественное состояние возникает в результате скачкообразного перехода от одного состояния к другому, возникает нэ случайно, а закономерно, в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений. Диалектический материализм рассматривает поэтому вопрос о поре-ходе от одного качественного состояния к другому в тесной связи с вопросом о количественных изменениях предметов и процессов. Качество предмета не существует без его количественной определённости. Качественные и количественные стороны предмета находятся в единстве.

Количественная сторона предмета выражает степень, уровень его развития. Качество предмета находится в тесной связи и зависимости от его количественной стороны. Так, например, качественно различные химические элементы отличаются между собой неодинаковым количественным составом: например, у атома водорода ядро состоит из одного протона и вокруг ядра вращается один электрон; у атома урана ядро состоит из 92 протонов и 146 нейтронов, а вокруг ядра вращаются 92 электрона. Зависимость качества предметов и явлений от их количественной стороны можно видеть и на примере общественной жизни.

Уровень производительности труда, уровень развития производительных сил имеет в конечном счёте решающее значение для возникновения и существования той или иной социально-экономической формации. Так, первобытно-общинный строй базируется на низком уровне производительности труда и производительных сил. Рост производства, производительности труда взорвал изнутри этот строй, привёл к общественному разделению труда, к возникновению частной собственности, к появлению классов. Возникла качественно новая рабовладельческая социально-экономическая формация. Победа коммунизма находится в зависимости от создания более высокого уровня производительности труда, чем тот, который был достигнут при капитализме.

Если нельзя отрывать качественную сторону от количественной, то также нельзя рассматривать количественные изменения вне связи с качественными, как поступают метафизики, для которых, развитие есть простой количественный рост. Метафизический количественный подход к изучению исторической действительности был характерен, например, для народников. Последние считали, что крестьяне, а не рабочие должны осуществить социалистический переворот в России, потому что крестьян в 80-х годах прошлого столетия насчитывалось десятки миллионов, а рабочих было мало. Народники сопоставляли количество крестьян и рабочих, совершенно игнорируя социальную, качественную сущность этих двух классов, игнорируя закономерности исторического процесса. Но крестьянство как класс распадалось, а пролетариат как класс развивался и вырос в могучую историческую и политическую силу.

Таким образом, марксистский метод требует рассматривать количественные и качественные стороны предметов и процессов, количественные и качественные изменения в их тесной связи и взаимодействии. Знание диалектики их взаимодействия имеет большое значение для научного понимания сущности развития. (См. также Мера ; Переход количественных изменений в качественные; Скачок; Эволюция и революция.)