Filslov.ru - Философия как предмет науки


Декарт Ренэ

Рене Декарт (1596—1650)— знаменитый французский философ и учёный. На мировоззрение Декарта оказала влияние половинчатость буржуазной идеологии XVII в., отражавшей наряду с передовыми стремлениями французской буржуазии той эпохи её страх перед народными массами, её приспособленческую политику в отношении феодальной монархии.

В решении основного вопроса философии — вопроса об отношении мышления к бытию — Декарт был дуалистом. Он утверждал, что существуют две субстанции: субстанция тела, обладающая атрибутом протяжённости, и субстанция души, обладающая атрибутом мышления. Тем самым он признавал два независимых друг от друга начала—материальное и духовное. Существование тела и души, по Декарту, определяется третьей субстанцией — богом. В своей физике Декарт развивал материалистические идеи. Природа, утверждал он, представляет собой непрерывную совокупность материальных частиц; отличительным свойством материи является её протяжённость. Движение материального мира вечно и протекает согласно законам механики, т. е. сводится к простому перемещению частичек, атомов.

Маркс отмечал, что «в своей физике Декарт приписывает материи самостоятельную творческую силу и механическое движение рассматривает как проявление жизни материи... В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания». Декарт выступал против средневековой философии и отвергал церковный авторитет. Глубоко веря в силу человеческого разума, он считал необходимым создать новый, научный метод познания мира, поставить на место слепой веры знание, разум.

Декарт прибегает к «сомнению», как к приёму, методу рассуждения, посредством которого можно избежать всяких предвзятых и привычных понятий и придти к установлению достоверных истин. Он заявляет, что сомневается как в правильности наших представлений о мире, так и в существовании самого мира. Но, сомневаясь во всём, он тем самым должен признать одно,— что он сомневается, т. е. мыслит. И Декарт делает свой известный идеалистический вывод: «Я мыслю, следовательно я существую». Отправляясь, таким образом, от факта существования собственного «я», Декарт приходит к заключению и о существовании всего остального мира. Это декартовское положение в дальнейшем было использовано субъективным идеализмом.

В теории познания Декарт является родоначальником рационализма (см.). Он считал, что чувства дают нам лишь смутное представление о вещах и тем самым вводят в заблуждение. Истина постигается непосредственно разумом, присущей ему интуицией, правильность же истины подтверждается не практикой и опытом, а ясностью я отчётливостью наших понятий. Поэтому критерий истины, с точки зрения Декарта, находится не вне разума, а в нём самом. Декарт создал идеалистическое учение о «врождённых», идеях. Так, например, он считал, что идеи бога, духовной и телесной субстанции — врождённые идеи. В своей философии Декарт стремился примирить науку и религию. Вместе с тем Декарт был выдающимся учёным своего времени — физиком и математиком. Энгельс указывал, что «поворотным пунктом в математике была декартова переменная величина.

Благодаря этому в математику вошли движение и диалектика» . Декарт — основатель аналитической геометрии. Своими материалистическими взглядами на природу Декарт содействовал развитию науки и философии, тогда как другая, идеалистическая, струя в его мировоззрении была направлена на защиту религии. Важнейшие произведения Декарта: «Рассуждение о методе» (1637), «Метафизические размышления» (1641), «Начала философии» (1644), «Трактат о свете» (1664), «Правила для руководства ума» (1701)—см. Ренэ Декарт, Избранные произведения, 1950.