Filslov.ru - Философия как предмет науки

Национальный вопрос Марксизм-ленинизм указывает на три периода в развитии национального вопроса. Первый период — период ликвидации феодализма на Западе и победы капитализма. В этот период формируются и складываются нации (см.). На Западе возникновение наций в общем совпало по времени с образованием централизованных государств, ввиду чего нации там при своём развитии облекались в государственные формы.
Нация — «исторически сло-зкившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории; экономической жизни и психического склада; проявляющегося в общности культуры». Указанные в этом определении признаки нации—общность языка, территории, экономической жизни и психического склада — являются необходимыми признаками; только наличие всех этих признаков, взятых вместе, даёт нацию, и, наоборот, достаточно отсутствия хотя бы одного из этих признаков, чтобы нация перестала быть нацией.
Немецкая идеология (1845—1846) — одно из ранних (философских произведений Маркса и Энгельса, посвященное критике идеализма младогегельянцев (см.) и ограниченности материализма Л. Фейербаха (см.). Выступив в этом произведении уже со сложившимся в основном мировоззрением, Маркс и Энгельс впервые в развёрнутом виде изложили своё материалистическое понимание истории.
Необходимость и случайность — философские категории, имеющие важное значение для понимания характера процессов, совершающихся в объективном мире. В домарксовской философии был уже поставлен вопрос о том, что господствует в природе и обществе — необходимость или случайность. Но решить этот вопрос идеалистическая и метафизическая философия не могла.
Неогегельянство—одно из буржуазных философских направлений XIX—XX вв. Неогегельянство основывает свои положения на использования реакционных сторон философии Гегеля (см.). Неогегельянцы критикуют объективно-идеалистическую систему Гегеля с позиций субъективного идеализма, а гегелевскую диалектику превращают в субъективную, отбрасывая её «рациональное зерно» — идею развития.
Неокантианство— одно из буржуазных философских направлений второй половины XIX в., воспроизводившее и возводившее в систему всё худшее, реакционное, мёртвое, субъективно-идеалистическое, что содержалось в философии Канта (см.). Остриё критики неокантианства было направлено против марксизма.
Неоплатонизм — реакционная мистическая философия эпохи упадка Римской империи (III—VI вв.), идеология рабовладельческой аристократии. Идеалистическое учение Платона (см.) о реальном мире как тони сверхчувственного мира «идей» приняло в неоплатонизме форму мистической эманации (излучения, истечения) материального мира из духовного первоначала.
Неореализм — одно из направлений англо – американской идеалистической философии эпохи империализма; возникло в начале XX в. и получило особенно большое распространение в 20-х годах. Главные представители: в Англии — Мур, Александер, Броуд; в США — Перри, Монтагю, Сполдинг, Холт, Вудбридж; в Германии — Н. Гартман.
Неотомизм— официальная философская доктрина католической церкви, одно из наиболее влиятельных течений в буржуазной философии эпохи империализма, идеологическое оружие самой жестокой реакции в борьбе против передовых общественных и научных идей.
Нигилизм (от лат. — ничто) — термин, введённый в употребление И. С. Тургеневым для характеристики Базарова — героя романа «Отцы и дети» (1862).