Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Ахундов Мирза Фатали (1812—1878)'— выдающийся азербайджанский писатель, мыслитель, общественный деятель, просветитель. Мировоззрение Ахундова формировалось под влиянием передовой русской общественной мысли, в особенности идей русских революционных . демократов — Белинского (см.), Чернышевского (см.), Добролюбова (см.). По своим философским взглядам Ахундов был материалистом-атеистом.
Существует, говорил он, одна, материальная субстанция. Она едина, вечна и бесконечна, является причиной самой себя и основой всех процессов и явлений в мире. Материя первична, сознание вторично. Природа, или материя, существует объективно, сама по себе, без помощи какой-либо внешней силы. Пространство и время являются необходимыми атрибутами (см.) материи. В статье «Ответ философу Юму» Ахундов критикует субъективно-идеалистическую концепцию причинности. Причинность и причинная связь для него являются объективными категориями, существующими независимо от человека и его воли. Материалистически решает Ахундов также вопросы теории познания. Он исходит из того, что мир и его закономерности вполне познаваемы, о чём свидетельствует наука. Источником познания являются ощущения. Материализм Ахундова был метафизическим материализмом. В объяснении истории, общественных явлений он оставался на позициях идеализма.
Ахундов был атеистом, объявившим смертельную борьбу пробив религииислама (см.). Человечество, говорил он, сделало величайшую ошибку, смешав две совершенно противоположные нощи— науку и веру. «Вера и наука — две вещи противоположные, уничтожающие одна другую к не могущие соединяться вместе...» Если наука в истории человечества была причиной прогресса, то религия, наоборот, была причиной застоя. Религия, утверждает Ахундов, явилась основной причиной отсталости Востока.
Ахундов — основоположник азербайджанской драматургии и театра. Им созданы замечательные комедии: «Гаджи Кара», «Молла Ибрагим Халил — алхимик», «Мусье Жордан — ботаник и дервиш Местали-Шах», «Медведь — победитель разбойника» и др. Ему принадлежит и первое в азербайджанской литературе произведение художественной прозы — философская повесть «Обманутые звёзды». Ахундов был незаурядным поэтом. Он глубоко изучал творчество Ломоносова,- Державина, Гоголя, Пушкина. Под впечатлением трагической гибели Пушкина Ахундов в своей замечательной поэме «На смерть Пушкина» с большой силой выразил чувство гнева и возмущения убийством великого поэта.
Он писал: «Знал ты Пушкина и слыхал, что он — всех поэтов земных глава... Он мишенью стал для злодейских пуль — жизнь горячую пресекли. Чёрной власти раб, чёрной тьмы гонец подстрелил певца издали». Ахундов исключительно высоко ценил русскую культуру и русский язык. Он считал, что «русский язык не имеет себе равного в изложении глубоких мыслей». Ахундов был не только истинным патриотом азербайджанского народа, ио и сторонником дружбы народов различных национальностей. Он ратовал за создание братских, интернациональных отношений среди народов Закавказья.
Основное философское произведение Ахундова: «Три письма индийского принца Кемалуд-Довле к персидскому принцу Джелалуд-Довле и ответ на них сего последнего» (см. М.Ф. Ахундов).