Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Апория (греч. —затруднение) — термин, означающий неразрешимое противоречие, встречающееся при каком-либо рассуждении. Примером апорий могут служить софизмы древнегреческого философа Зенона, пытавшегося доказать, что движение не существует объективно. Он приводил следующие доводы: быстроногий Ахиллес не в СОСТОЯНИИ догнать черепаху, так как в то время, в которое он пробегает расстояние, отделяющее его от черепахи, она продвигается, отдаляясь от него на новое расстояние, и т. д. до бесконечности. Поскольку, рассуждал он, расстояние, отделяющее Ахиллеса от черепахи, может быть разделено на бесконечное число отрезков, оно, по мнению Зенона, никогда не будет преодолено Ахиллесом. Другой пример: движущаяся стрела не движется, так как она находится в каждый данный момент в определённой точке пространства, следовательно, в каждый данный момент покоится. Движение предполагается состоящим из бесконечного числа подобных моментов.
Зенон приводил целый ряд и других аналогичных доводов против движения. Неправильно рассматривая движение как сумму положений покоя, неподвижных положений тела в пространстве, Зенон тем самым приходил к отрицанию движения.
В. И. Ленин в связи с этим указывает, что «вопрос не о том, есть ли движение, а о том, как его выразить в логике понятий» . Движение действительно противоречиво, но это нисколько не отрицает его объективности; более того, постоянное возникновение противоречий и преодоление их являются источником всякого движения. «Движение само есть противоречие; уже простое механическое перемещение может осуществиться лишь в силу того, что тело в один и тот же момент времени находится в данном месте и одновременно — в другом, что оно находится в одном и том же месте и не находится в нем. Постоянное возникновение и одновременное разрешение этого противоречия — и есть именно движение».