Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Гуманизм (лат.— человечный) — культурное (литературное, научное, философское) движение, возникшее в Италии и распространившееся впоследствии также в Германии, Голландии, Франции и Англии. Гуманизм был идеологией сравнительно узкого образованного круга и возник из потребности борьбы против феодализма и феодального закрепощения личности. Он оформился как культурное движение на основе усилившегося в XIV— XV вв. изучения литературных, ораторских, историографических и философских памятников древней Греции и Рима. В Италии крупнейшими гуманистами были в XIV в. великие поэты-учёные Петрарка и Боккаччо, в XV в.— Пико Делла Мирандола и др.
Гуманисты выступали за освобождение человечества от оков средневекового церковно-религиозного мировоззрения, в защиту прав и достоинства личности. Итальянский гуманизм зрелого периода стремился освободить мораль от норм христианско-аскетических учений, восстанавливал права здоровой чувственности, разоблачал лицемерие монашества. Гуманизм не был определённым общественным течением. Одни гуманисты, как, например, Эразм Роттердамский (1466—1536), ограничивались тем, что остроумно высмеивали мракобесие, тунеядство и невежество, особенно монахов и священников, относясь в то же время Свысока к народу, обходя вопросы политики. Другие, как английский гуманист Томас Мор(см.), автор «Утопии», выдвигали проекты переустройства общества на основе труда всех членов общества и уравнительного распределения предметов потребления. Третьи, как немецкий гуманист начала XVI в. Ульрих фон Гуттен, выдвигали программу имперской реформы от имени дворянства и даже выступали как прямые борцы против феодальных князей. В своём большинстве гуманисты не примкнули к реформации.
Гуманизм сыграл большую роль в расширении культурного кругозора людей, в восстановлении забытого в средние века литературного наследия античности (разыскание, комментирование и издание классических рукописей), в разработке приёмов филологической критики. Многие гуманисты, например Эразм Роттердамский, были одновременно первоклассными знатоками древних языков и литератур, мастерами филологического исследования и талантливыми писателями-сатириками, высмеивавшими нравы и невежество духовенства. Сыграв в XIV—XVI вв. прогрессивную роль, гуманизм, не имевший широкой демократической основы, замкнулся в узком кругу учёных-латинистов, свысока третировавших народ, его язык и искусство.
Поздние итальянские гуманисты осуждали Данте, писавшего на народном итальянском языке и популяризировавшего космологические учения; в творчестве Петрарки и Боккаччо они ценили лишь их латинские сочинения, всё больше впадали в риторическую искусственность! занимались филологическим кропательством, щеголяли эрудицией и археологическими познаниями. Поэтому новая наука позднего Возрождения, созданная людьми практики — художниками, техниками и инженерами,— выступила не только против схоластики, но и против гуманизма, заменявшего эксперимент и наблюдение сопоставлением мнений древних авторов. Буржуазный гуманизм достиг своего расцвета в XVIII в., в эпоху просвещения. Придя к власти, буржуазия отказалась от гуманистических идей и стала подавлять всякое проявление свободной мысли.
В эпоху борьбы против капитализма родился новый гуманизм — гуманизм пролетарский, социалистический. Это «подлинно общечеловеческий пролетарский гуманизм Маркса — Ленина — Сталина, — гуманизм, цель которого — полное освобождение трудового народа всех рае и наций из железных лап капитала» (Горький). Этот новый тип гуманизма осуществлён в стране победившего социализма, в СССР; он осуществляется также в странах народной демократии (см.).. Социалистический гуманизм в Советской стране имеет реальную основу в общественной собственности на орудия и средства производства, в ликвидации эксплуатации человека человеком и в безграничной возможности развития физических и духовных способностей человека. Высшим принципом социалистического гуманизма являются интересы человека, интересы трудящихся масс, их физическое и духовное развитие. В социалистическом обществе самым ценным капиталом являются люди.
Если основным экономическим законом современного капитализма является извлечение максимальных прибылей путём усиления эксплуатации трудящихся, грабежа колоний и ведения разбойничьих войн, то при социализме основным экономическим законом является обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества. Цель социалистического производства не прибыль, а сам человек с его потребностями, т. е. удовлетворение его постоянно растущих материальных и культурных потребностей. Это и есть подлинный и высший гуманизм, завоёванный в борьбе против капитализма.