Filslov.ru - Философия как предмет науки


Эклектика — беспринципное, механическое соединение разнородных идейных направлений, взглядов, теорий. Эклектики пытаются сочетать материализм с идеализмом. Проявления эклектизма в той или иной мере можно встретить во всякой непоследовательной философии. Примером эклектизма могут служить взгляды теоретиков II Интернационала, пытавшихся беспринципно «соединить» марксизм с идеалистическими течениями, например с кантианством, махизмом и т. д. Глубокое определение и критику эклектики дал Ленин в работе «Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках Троцкого и Бухарина»: «Логика формальная... берет формальные определения, руководясь тем, что наиболее обычно или что чаще всего бросается в глаза, и ограничивается этим. Если при этом берутся два или более различных определения и соединяются вместе совершенно случайно... то мы получаем эклектическое определение, указывающее на разные стороны предмета и только».

Так, например, враги ленинизма бухаринцы, определяя роль профсоюзов в нашей стране, пытались эклектически соединить две противоположные точки зрения на этот вопрос: контрреволюционную точку зрения троцкистов, заявлявших, что профсоюзы должны сосредоточить в своих руках управление производством, и единственно правильную позицию Ленина и Коммунистической партии, рассматривавших профсоюзы как школу коммунизма. Бухаринцы «доказывали», что профсоюзы и то и другое. Ленин разбил их эклектизм, показав, что диалектика требует из совокупности разных сторон явлений выделять главную, решающую сторону, выделять «решающее звено в цепи исторических задач. Такую решающую сторону и «решающее звено» во всей работе профсоюзов Ленин видел в том, что они суть «школа коммунизма», школа воспитания социалистической дисциплины труда, школа солидарности, школа защиты своих интересов, школа управления.

Ленин бичевал эклектизм за его расплывчатость, туманность, неконкретность. Именно поэтому оппортунисты и пользуются эклектикой, чтобы смазать всё конкретное в революционной борьбе. «Диалектика, — указывал Ленин,— конкретна и революционна ...Эклектика и софистика Каутских и В андервельдов, в угоду буржуазии, смазывают все конкретное и точное в классовой борьбе...».