Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Протестантизм— общее название ряда течений в христианстве (см.), возникновение которых связано с реформацией XVI в., направленной против феодализма (см.) и его идейной опоры — католической религии. Борьба различных классов общества против католической церкви и папства явилась формой революционного протеста против феодализма. Протестантизм первоначально распространился в Германии. Поводом к открытой борьбе против католической церкви и папства в Германии послужило выступление Мартина Лютера (1517 г.) против торговли индульгенциями (грамотами об отпущении грехов), на реформу католической церкви. В развернувшейся борьбе каждый класс преследовал свои цели.
Если крестьянство и городская беднота стремились революционным путём свергнуть феодализм (идеологом крестьянства и плебейских элементов городов был Томас Мюнцер, вставший во главе революционного движения Германии 1525 г.), то бюргерский лагерь, объединявший средние классы городского населения — торговцев, мастеров и часть низшего дворянства и князей, — хотел только упразднения монастырей и конфискации их земель, упразднения сословия священников, дешёвого устройства церкви и подчинения её себе, ликвидации её зависимости от папы римского. Напуганный размахом крестьянской войны 1525 г., бюргерский лагерь пошёл на компромисс с князьями и католической церковью. В 1529 г. князья на рейхстаге вынесли решение против реформации. Меньшинство князей выразило протест против этого решения, и с тех пор последователи реформационного учения Лютера стали называться протестантами. Со временем протестантами стали называть сторонников церковной реформации и в других странах.
Протестантизм не упразднил религиозный культ, а лишь приспособил его к требованиям буржуазии: упростил богослужение в перевёл его на национальный язык.(вместо латинского, принятого в католицизме), сократил число таинств, отверг почитание мощей и икон, упразднил власть римского папы. Подобно католицизму (см.) и всем другим религиям протестантизм проповедует веру в бога и другие сверхъестественные силы, в загробный мир и выступает как ярый враг научной мысли и освободительного движения.
Маркс писал: «Лютер победил рабство по обету, потому что на его место он поставил рабство по убеждению». Религиозное мировоззрение буржуазии ярче, чем в лютеранстве, выразилось в учении Кальвина (1509—1564) о «предопределении», т. е. о том, что бог предопределил судьбу каждого человека. Это учение было «религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства от дельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих». На распространение протестантизма католическая церковь ответила контрреформацией, восстановлением инквизиции, созданием ордена иезуитов (1540).
Современные протестантские церкви в США, Англии и других странах целиком подчинены империалистической буржуазии и враждебны социалистическому рабочему движению. В Германии протестантские церкви сотрудничали С гитлеровским фашизмом (см.). Всемирный совет церквей, возглавляющий объединение протестантских церквей многих стран, является орудием агрессивной политики империалистов США. Вражда к лагерю социализма, мира и демократии, возглавляемому СССР, сглаживает расхождения между протестантизмом и католицизмом.
Для укрепления падающего в массах влияния религии протестантские церкви всё больше заимствуют у католической её пышный культ как средство воздействия на верующих. После второй мировой войны усилилось стремление руководящих кругов протестантских церквей к сближению с Ватиканом. В свою очередь Ватикан, стремясь к созданию «единого религиозного фронта против СССР, стран народной демократии (см..) и международного рабочего движения, в 1949 г. дал указания католическим епископам о сотрудничестве с протестантскими церквами.