Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Демократия (греч. — народовластие, — народ и — сила, власть) - В обществе, расколотом на угнетённых и угнетателей, на класс эксплуатируемых и класс эксплуататоров, никогда не могло быть подлинного народовластия. В буржуазном обществе демократия является формой классового господства буржуазии.
До известного времени буржуазия заинтересована в демократии как средстве своего политического господства. Она разрабатывает конституцию, создаёт парламент и другие представительные учреждения, вводит (под давлением масс) всеобщее избирательное право и формальные политические свободы. Однако возможности пользования всеми этими демократическими правами и учреждениями для широких трудящихся масс всячески урезываются, и весь демократический аппарат буржуазной республики приспособлен к тому, чтобы парализовать политическую активность масс и отстранить трудящихся от участия в политической жизни.
«Буржуазная демократия,— писал Ленин,— будучи великим историческим прогрессом по сравнению с средневековьем, всегда остается—и при капитализме не может не оставаться — узкой, урезанной, фальшивой, лицемерной, раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных». Парламентская «говорильня» является ширмой для прикрытия тайной и антинародной внутренней и внешней политики, которая разрабатывается в тесном кругу банкиров, заводчиков, профессиональных политиков и осуществляется при помощи исполнительного аппарата государственной власти не зависимо от парламента, который тоже, впрочем, обычно является послушным органом буржуазии.
Так называемое «всеобщее избирательное право» в действительности сводится к тому, что, как говорил ещё Маркс, один раз в 3 или 6 лет избирателям дают возможность решать, какой член господствующего класса должен представлять и подавлять народ в парламенте. При всяком, революционном кризисе, войне, когда господству буржуазии угрожает опасность, демократические ширмы отбрасываются прочь и на сцену выступает открытая военная диктатура буржуазии. В эпоху империализма в буржуазных государствах происходит поворот от демократии к политической реакции, указывал Ленин.
Яркий пример поворота от демократии к политической реакции являются ныне США, ставшие центром современной мировой реакции. Под флагом «демократии» США вводят фашистские методы расправы с прогрессивными силами внутри страны и подавляют всякое проявление освободительного движения в других странах. В речи на XIX съезде партии И. В. Сталин указал, что современная буржуазия выбросила за борт знамя буржуазно-демократических свобод. «Раньше буржуазия позволяла себе либеральничать, отстаивала буржуазно-демократические свободы - и тем создавала себе популярность в народе. Теперь от либерализма не осталось и следа.
Нет больше так называемой «свободы личности», — права личности признаются теперь только за теми, у которых есть капитал, а все прочие граждане считаются сырым человеческим материалом, пригодным лишь для, эксплуатации. Растоптан принцип равноправия людей и наций, он заменён принципом полноправия эксплуататорского меньшинства и бесправия эксплуатируемого большинства граждан. Знамя буржуазно-демократических свобод выброшено за борт».
Оппортунисты из лагеря II Интернационала ревизовали марксистское учение о государстве и демократии. Их предательскую тактику продолжают современные правые социалисты — верные слуги- империалистов. Оппортунисты выдвинули лживую и предательскую теорию надклассовой, «чистой» демократии. Эта теория проповедует, что пролетариат не должен ломать старую государственную машину буржуазии, он должен усовершенствовать, реформировать её, добиваясь мирного врастания капитализма в социализм. Но «чистая» «надклассовая» демократия есть ложь, придуманная для одурачивания рабочих. История не знала и не знает подобной демократии. В действительности существует демократия буржуазная, т.е. урезанная, фальшивая демократия, и демократия пролетарская.
Пролетарская демократия является новой, высшей формой демократии, настоящей, подлинной демократией для большинства народа, для широких трудящихся масс. Конституция Советского социалистического государства рабочих и крестьян — подлинно демократическая конституция. Вся государственная власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни. Экономической основой социалистической демократии является общественная собственность на средства производства. В СССР впервые в истории человечества осуществлено действительно всеобщее, прямое, равное избирательное право (при тайном голосовании) без всяких ограничений, имеющихся в любой конституции даже самых «демократических» буржуазных государств. Все граждане СССР независимо от пола, нации, расы пользуются равными правами в политической, экономической и культурной жизни страны социализма, одинаково участвуют в управлении государством.
В противоположность буржуазной демократии, которая лишь формально провозглашает права человека, но не обеспечивает их осуществления реальными условиями, социалистическая демократия обеспечивает права граждан в законодательном порядке материальными гарантиями. Так, в советском обществе право на труд не только провозглашается, но законодательно закреплено и реально обеспечено благодаря ликвидации эксплуатации, уничтожению безработицы, * отсутствию кризисов в производстве и т. д. В этом состоит глубочайшее отличие демократизма социалистического от лживой буржуазной демократии. Таким образом, в СССР осуществлено действительное народовластие, подлинная демократия, последовательный социалистический демократизм.
Социалистический демократизм не признаёт разницы в правах между мужчинами н женщинами, «оседлыми» и «неоседлыми», имущими и неимущими, образованными и необразованными. При социалистической демократии только способности и личный труд каждого гражданина определяют его роль и место в советском обществе. Здесь не может быть такого положения, чтобы деньги заменяли человеку способности и определяли его положение в обществе. По пути СССР идут страны народной демократии, строящие социалистическое общество. В странах капитализма только коммунистические и рабочие партии последовательно борются за действительные демократические свободы.