Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Мальбранш Николай (1638— 1715) — французский идеалист, ярый враг материализма и атеизма. Пытался с идеалистических позиций устранить дуализм в системе Декарта (см.). В философии Мальбранша исключительная роль отводилась богу. Бог, по Мальбраншу, но только творит всё существующее, но и содержит всё существующее в себе; постоянное вмешательство бога — единственная причина всех изменений; нет никаких так называемых «естественных причин» и «взаимодействий» между протяжённой и мыслящей субстанциями.
На идеалистических позициях стоит М^льбранш и в теории познания; человек познаёт вещи отнюдь не благодаря их воздействию на органы чувств: «Я предпочту, чтобы говорили, что я галлюцинирую... чем соглашусь, что тела способны меня просвещать». Мальбранш постоянно повторяет, что чувства не играют никакой познавательной роли. Познание, согласно Мальбраншу,— это созерцание людьми идей всего существующего, источник же этих идей — бог. Главное произведение Мальбранша — «О разыскании истины» (1674—1675).