Filslov.ru - Философия как предмет науки


ЭпикурЭпикур (341—270 до я. э.)— выдающийся материалист и атеист эпохи эллинизма, радикальный просветитель древности. Эпикур отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Философия Эпикура признаёт бытие вещей вне сознания человека и независимо от него. Возрождая атомизм Ловкшша— Демокрита (см.), Эпикур вносит в него оригинальные изменения, высказывает гениальные догадки, подтвержденные дальнейшим развитием науки.

Всё существующее, по Эпикуру, есть результат движения и столкновения атомов. Для объяснения возможности столкновения атомов, движущихся в пустом пространстве с одинаковой скоростью, Эпикур вводит понятие спонтанного (внутренне обусловленного) «отклонения» от прямой линии. Этот взгляд противостоит фаталистическому учению Демокрита о необходимости, отрицающему случайность.

В теории познания Эпикур—материалист-сенсуалист. Основой познания он признаёт ощущения которые сами по себе всегда истинны, так как исходят из объективной реальности; ошибки возникают из истолкования ощущений. Эпикур развивает наивно-материалистическую теорию «идолов», согласно которой от поверхности тел исходит непрерывный поток мельчайших частиц, проникающих в органы чувств и вывивающих образы вещей. Утверждая материальность и смертность души, Эпикур выступает против невежества и суеверия, порождающих страх перед богами и смертью.

Цель философии, по Эпикуру,— счастье человека, для достижения которого следует освободиться от предрассудков, овладеть знанием законов природы. Эпикур пытается построить этическую теорию разумного наслаждения, в основе которой лежит индивидуалистический идеал уклонения от страданий и достижения спокойного а радостного состояния духа. Как идеолог рабовладельческого общества Эпикур считает наиболее разумным для человека не деятельность, а покой, атараксию. Материалистическое учение Эпикура всячески искажалось и опошлялось в буржуазной идеалистической истории философии (например, Гегелем); оно до сего времени вызывает ненависть теологов и прочих реакционеров.