Filslov.ru - Философия как предмет науки


Чавчавадзе Илья Григорьевич

Чавчавадзе Илья Григорьевич (1837 — 1907) — один из выдающихся классиков грузинской литературы, идейный вождь национально-освободительного движения в Грузии во второй половине XIX. в. Чавчавадзе учился в Петербургском университете. За четыре года пребывания в Петербурге он глубоко изучил литературу, философию, право, политическую экономию и историю.

Ознакомление с произведениями Белинского (см.), Герцена (см.), Чернышевского (см.) и Добролюбова (см.) способствовало формированию прогрессивного мировоззрения Чавчавадзе, усилило его ненависть к царскому самодержавию и крепостничеству. В связи со студенческими «беспорядками» Чавчавадзе был вынужден покинуть университет и вернуться на родину, где возглавил группу прогрессивных грузинских интеллигентов, которая повела решительную борьбу против идеологов реакционного дворянства, против крепостничества и патриархального застоя. Чавчавадзе издавал журнал «Сакартвелос Моамбе» («Грузинский вестник»), а позже — газету «Иверия», в которой решительно отстаивал грузинский язык, литературу и школу, борясь с руссификаторской политикой царизма в Грузии.

Деятельность Чавчавадзе охватывала все области общественной и культурной жизни Грузии. Выдающийся поэт и прозаик, он в своих беллетристических произведениях отображал подневольный труд грузинских крестьян, требовал уничтожения крепостного строя. Отстаивая культурное наследие грузинского народа от нападок грузинских реакционеров, Чавчавадзе всеми силами способствовал развитию грузинской культуры, заботливо взращивал ростки нового и прогрессивного. Он был душой и организатором почти всех культурных начинаний в современной ему Грузии. Авторитет и популярность его были настолько громадны, что царские сатрапы усматривали в лице Чавчавадзе серьёзного противника колонизаторской политики царизма. В сентябре 1907 г. Чавчавадзе был убит наёмниками царской охранки.

Прогрессивные философские и эстетические взгляды Чавчавадзе окончательно оформились под благотворным влиянием русских революционных демократов. Признавая материальность мира и познаваемость его закономерностей, Чавчавадзе считал основным свойством материи движение, развитие. Из идеи всеобщего развития и взаимосвязи он делал вывод о конкретности истины, утверждая, что всё зависит от времени, места и обстоятельств. Науку и искусство Чавчавадзе считал отображением общественной жизни, подчёркивая и обратное их воздействие на ход самой жизни. Требуя от науки и искусства ответов на насущные вопросы жизни, Чавчавадзе вёл непримиримую борьбу против реакционной теории «искусства для искусства». В понимании истории Чавчавадзе был идеалистом. Движущей силой истории он считал человеческие идеи и побуждения. Однако Чавчавадзе высказал ряд блестящих догадок, близких к материалистическому пониманию истории. Патриотизм, беззаветная любовь к своему народу, непоколебимая вера в его светлое будущее органически сочетались у Чавчавадзе с уважением к другим народам, особенно к великому русскому народу.

Своеобразие двойного гнёта, под которым находился грузинский народ,— национального и социального — привело Чавчавадзе к неверному выводу, будто основным злом является национальное угнетение и вражда сословий способна лишь ослабить грузинский народ в борьбе против гнёта русского самодержавия. Исходя шз этих ошибочных положений, Чавчавадзе стал пропагандировать идеи национального возрождения на почве примирения сословий и мирного их сотрудничества. В условиях развивающегося капитализма и роста рабочего движения в Грузии эти ошибочные политические взгляды Чавчавадзе сыграли реакционную роль. Считая основной задачей современной ему эпохи освобождение труда и личности, Чавчавадзе не сумел, однако, подняться до научного понимания путей решения этой задачи, не смог усмотреть в развитии пролетарского движения единственную основу освобождения грузинского народа.