Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Чаадаев Пётр Яковлевич (1794—1856) — русский философ-идеалист. Имя Чаадаева стало широко известным в , 1836 г., когда в журнале «Телескоп» было напечатано его первое «Философическое письмо». В обстановке жестокой николаевской реакции — после поражения восстания декабристов (см.) — «Письмо» Чаадаева «потрясло всю мыслящую Россию» (Герцен).
В этом ярком документе обличительная критика отсталости и застоя крепостнической действительности достигла большой силы. Это был суровый обвинительный акт против крепостничества. Чаадаев ясно видел, что причиной этого застоя являются общественные условия, в которых находилась тогда Россия. «Это естественное следствие настоящего порядка вещей, которому покорены все сердца, все умы»,— писал он. Чаадаев показывал, что крепостничество и православная византийская церковь обрекают Россию на прозябание и невежество.
Он боролся со славянофильством, с идеализацией патриархально-крепостнических устоев российского самодержавия. Он призывал передовых людей русского общества покончить с рабством и создать условия для прогрессивного развития России. Но в отличие от декабристов, с которыми он был близок, Чаадаев видел путь прогресса России не в политическом перевороте, а в постепенном нравственном обновлении. Развивая идеалистическую философско-историческую концепцию, Чаадаев утверждал, что совершенствование человеческого разума приведёт человечество к идеальному общественному строю. На «Письмо» Чаадаева правительство ответило жестокими репрессиями. «Телескоп» был закрыт, его редактор сослан, цензор уволен, Чаадаев был официально объявлен сумасшедшим. У него были отобраны все бумаги, в том числе восемь «Философических писем».
В «Апологии безумца» (1837) Чаадаев объяснял, что только любовь к русскому народу, желание счастья и прогресса своей родине продиктовали ему резкую критику, которой он подверг социальные порядки России в своих «Философических письмах». В идеалистическом мировоззрении Чаадаева противоречиво переплетается антикрепостническое содержание с элементами мистицизма, с реакционными идеями. Он допускал грубую ошибку, отрицая всё положительное в прошлом России, её передовую культуру. Возвеличивая католицизм, по видя его реакционной сущности, Чаадаев связывал с ним свои надежды на уничтожение рабства. Сочинения и письма Чаадаева были изданы в 1913—1914 гг. в двух томах.