Filslov.ru - Философия как предмет науки


Cемантическая философия — модное субъективно-идеалистическое течение буржуазной философии, особенно распространяемое за последние годы реакционными идеологами в США и Великобритании; характерная форма упадочнической философии эпохи империализма. Главные представители: Ричарде, Огден, Кожибский, Моррис. Хаякава, Карнап. Семантическая философия получила значительное влияние в буржуазном правоведении, этике, литературоведении. Семантическая философия тесно связана с логическим позитивизмом (см.), крайним выражением которого она является. Она реставрирует средневековый схоластический номинализм (см.), но в отличие от старого номинализма семантическая философия неразрывно связана с субъективным идеализмом.

Семантикой называется отрасль филологии, изучающая смысл и значение слов. Многие современные идеалисты объявили семантику «наукой наук». Семантические идеалисты исходят из ложного тезиса, согласно которому общие понятия являются условными знаками, звукосочетаниями, не обозначающими и не отражающими ничего реального. С этой ложной точки зрения научные теории представляются пустыми словесными конструкциями, лишь затемняющими «опыт». Задачей философии, согласно семантическим идеалистам, является не анализ реальных вещей и их отношений, а анализ слов и их сочетаний, не изучение объективной действительности, а изучение структуры языка, речи.

Семантические идеалисты, как и представители других модных течений буржуазной философии, — иррационалисты они отрицают объективную закономерность, причинную связь явлений, полагая, что сами философы посредством языка «организуют» и «упорядочивают» мир. Источником всех философских заблуждений, политических разногласий семантические идеалисты объявляют несовершенство речи, а единственным верным методом для разрешения всех философских и социальных проблем и устранения заблуждений и расхождений — усовершенствование речи, создание точного научного «метаязыка». Семантики договариваются до утверждения, что все классовые противоречия и социальные бедствия обусловлены несовершенством языка и отсутствием семантической выучки.

Семантическая философия всё ставит на голову: не реальные социальные противоречия рассматриваются как причины идеологических расхождений и взаимного непонимания а наоборот, всё дело сводится к недостаткам речи как формы общения между людьми не реальное освобождение трудящихся масс от капиталистического гнёта рассматривается как условие преодоления классовых противоречий, а «очищение» языка от неправильных слов. Всё это представляет собой не только махровый идеализм, притом в самом утрированном, карикатурном виде, но и жалкую попытку реакционных идеологов противопоставить классовой борьбе, стремлению трудящихся свергнуть капитализм семантическую схоластику и реформу языка как якобы магическое средство для преодоления всех трудностей в науке и всех зол в жизни. Учение марксизма-ленинизма об истинной роли и месте языка в общественной жизни вооружает философов-марксистов в борьбе против реакционной семантической философии. (См. Язык.)