Filslov.ru - Философия как предмет науки


Руссо Жан Жак (1712—1778)— выдающийся французский просветитель, демократ, идеолог мелкой буржуазии, один из идейных предшественников якобинцев. В философских взглядах — деист. Наряду с существованием бога признавал также существование бессмертной души. В духе дуализма Руссо учил о материи и духе как двух извечно существующих началах. Материю Руссо считал пассивной и мёртвой. В теории познания Руссо -стоял на позиции сенсуализма (см.), выводя все знания из ощущений. Вместе с тем Руссо признавал врождённость нравственных идей.

Более радикальный характер носили социологические взгляды Руссо. В работе «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей» (1754) Руссо выступил с резкой критикой феодально-сословных отношений и объявил причиной неравенства появление и развитие частной собственности. Вместе с тем Руссо предлагал не уничтожение частной собственности как таковой, а замену крупной собственности мелкой собственностью.

Руссо идеализировал первобытный строй, отрицал учение Тоббса (см.) о том, что в первобытном обществе происходит война всех против всех.. Руссо утверждал, что в «естественном состоянии» все люди были равны и не знали социального гнёта, нищеты и несправедливости. В своём главном труде «Общественный договор» (1762) Руссо развил мысль о создании государства в результате соглашения между людьми и признал за народом право на государственную власть. В противоположность Гоббсу, который в своей теории общественного договора оправдывал абсолютистское, монархическое государство, Руссо высказывался за государство, обеспечивающее буржуазно-демократические права. В этом огромное преимущество Руссо перед идеологами современной буржуазии, которая выбросила за борт знамя буржуазно-демократических свобод. Вместе с тем идеальное государство Руссо было всего лишь идеализированным царством буржуазии.

В работе «Эмиль, или о воспитании» (1762) Руссо резко критиковал старую феодально-сословную систему воспитания и требовал, чтобы целью воспитания была подготовка активных граждан, уважающих труд. Педагогические идеи Руссо носили мелкобуржуазный характер. Его идеалом являлся честный ремесленник. При всей относительной «регрессивности социологических взглядов Руссо они были так же идеалистичны, как и взгляды других буржуазных просветителей XVIII в. Руссо выводил государство (см.) из сознательных намерений людей, не понимал классовой сущности государства, приписывал решающее значение в обществе правовым и моральным взглядам.