Filslov.ru - Философия как предмет науки


Партийность философии, — Принцип партийности выражает существо марксистско-ленинского подхода ко всем вопросам философии, к борьбе философских направлений. Марксизм-ленинизм учит, что в классовом обществе всякая идеология, а следовательно, и философия, выражает интересы того или другого класса. Борьба идеологических, философских направлений есть проявление борьбы классов. В капиталистическом обществе основными классами являются пролетариат и буржуазия, и соответственно этому противостоят друг другу и борются две идеологии, два мировоззрения — социалистическое и буржуазное. Теоретической основой социалистической идеологии пролетариата, его мировоззрением является диалектический и исторический материализм. Этому передовому мировоззрению противостоят различные направления и направления идеализма и метафизики, отстаивающие интересы империалистической буржуазии.

Идеология класса, его философия выражают особенности класса, его место в системе общественных отношений, его роль в истории общества. Возникновение марксизма было скачком в истории философии прежде всего потому, что марксизм и его философия явились идеологией, обосновывающей интересы пролетариата, трудящихся и эксплуатируемых масс народа, тогда как все предшествующие философские школы и системы, в том числе и передовые для своего времени, выражали интересы эксплуататорского меньшинства или же оторванных от народа одиночек, боровшихся против эксплуататоров.

Борьба между двумя основными, противоположными, борющимися друг с другом партиями в философии выступает как борьба материализма против идеализма. В. И. Ленин видел величайшую заслугу Маркса и Энгельса в том, что они на протяжении полустолетия в борьбе с идеализмом развивали и двигали вперёд философский материализм. Ленин, обогативший марксизм на основе изучения особенностей новой исторической эпохи, развил дальше марксистский принцип партийности философии. В своей книге «Материализм и эмпириокритицизм» (см.) Ленин дал глубокую разработку вопроса о принципе партийности. При разборе философских направлений, учил Ленин, необходимо за кучей новых терминологических ухищрений видеть две основные линии, два основных направления в философии.

«За гносеологической схоластикой эмпириокритицизма нельзя не видеть,— писал Ленин,— борьбы партий в философии, борьбы, которая в последнем счете выражает тенденции и идеологию враждебных классов современного общества». Ленин требовал разоблачения идеализма, в какой бы форме он ни проявлялся. Жалкие потуги махистов и других философов возвыситься над материализмом и идеализмом Ленин разоблачал как прислужничество реакционной философии. «Беспартийность в философии,— говорил Ленин,— есть только презренно-прикрытое лакейство пред идеализмом и фидеизмом». Примером принципиальности и непримиримости в критике враждебных философских течений, образцом целеустремлённости и страстности в борьбе с противниками материализма является книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».

Коммунистическая партия на протяжении всей своей деятельности вела беспощадную борьбу против ревизии марксистской философии и теории марксизма в целом. Она разгромила меньшевиствующий идеализм (см.) деборииской группы, механицизм и теорию «равновесия» (см.) правых реставраторов капитализма и другие враждебные марксистской философии течения. Огромную роль в борьбе за принципиальность и партийность в философии сыграла проведённая в 1947 г. Центральным Комитетом партии дискуссия по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии». Дискуссия мобилизовала советских философов на борьбу с растленной буржуазной идеологией, с идеалистической философией империалистической буржуазии, на борьбу с проявлением объективизма, катедер-социализма, схоластичности, догматизма, имеющимися в работах отдельных советских учёных.

По указанию и под руководством ЦК партии была проведена экономическая дискуссия, вскрывшая крупнейшие недостатки в советской экономической пауке, серьёзные отступления от марксизма в ряде вопросов. В труде И. В. Сталина ( Экономические проблемы социализма в СССР (см.), написанном в связи с этой дискуссией, нанесён сокрушительный удар по волюнтаристской , субъективно-идеалистической трактовке экономических законов социализма, распространённой среди значительной части советских экономистов и философов, подвергнут критике метафизический подход к проблемам социализма и перехода от социализма к коммунизму, дан решительный отпор попыткам протащить в советскую экономическую науку враждебную марксизму богдановско-бухаринскую концепцию общественного развития.

Этот труд И. В. Сталина, как и все его труды, является примером непримиримости ко всяким отступлениям от марксистской идеологии. Коммунистическая партия учит советских философов, экономистов и всех работников идеологического фронта сочетать конкретное исследование животрепещущих вопросов современности с решительной критикой антимарксистских взглядов и теорий.

Последовательное осуществление принципа партийности философии требует творческого подхода к решению вопросов, дальнейшей разработки марксистско-ленинской философии, неразрывной связи теории с практикой. Партийность философии несовместима с объективизмом. «Материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы».

Защищая эгоистические интересы эксплуататоров, идеологи буржуазии, неспособные к раскрытию объективных законов истории и не заинтересованные в этом, искажают действительность, подтасовывают факты, чтобы обосновать свои антинаучные теории и выводы, Свои реакционные взгляды буржуазные идеологи стараются представить как «беспартийные» и «общечеловеческие». Классики марксизма-ленинизма учат срывать фальшивую маску «беспартийности» и «общечеловечности» с апологетов буржуа зной идеологии, отстаивающих на деле человеконенавистнические цели империалистов. Не может быть надклассовой философии в эпоху жесточайшей борьбы между силами реакции и силами прогресса. Проповедь такой философии — обычная фальшь буржуазии.

Советский Союз, знаменосец передовой культуры и подлинно научного мировоззрения, противостоит капиталистическому миру и его разлагающейся буржуазной культуре. Воинствующий материалист в наше время не может не быть патриотом советской социалистической Родины, не может не быть врагом буржуазного космополитизма (см.). Соблюдать принцип партийности философии — значит настойчиво бороться с буржуазной идеологией на международной арене, неустанно пропагандировать советскую идеологию и показывать её превосходство над буржуазной, во всей теоретической и практической деятельности исходить из противоположности и борьбы двух миров, двух культур, двух мировоззрений — социалистического и буржуазного — и бороться за победу социализма над капитализмом, В СССР, где уничтожены эксплуататорские классы, безраздельно господствует идеология марксизма, выражающая интересы не только рабочего класса, но и всех тружеников социалистического общества.

В советском обществе нет и не может быть классовой базы для существования буржуазной идеологии. Но у нас сохранились ещё остатки буржуазной идеологии; мы не застрахованы от проникновения к нам чуждых взглядов, идей извне, из капиталистических стран. Поэтому XIX съезд КПСС потребовал усиления работы по разоблачению буржуазной идеологии.

Партийность философии, как и марксизма в целом, и состоит в том, чтобы вести эту борьбу против буржуазной идеологии и её пережитков, отстаивая и творчески развивая единственно научную и революционную идеологию марксизма-ленинизма.