Filslov.ru - Философия как предмет науки


Павлов Иван Петрович

Павлов Иван Петрович(1849—1936) — великий русский физиолог и мыслитель, пламенный патриот советской Родины. Научная деятельность Павлова на протяжении шестидесяти с лишним лет ознаменована рядом замечательных открытий в области физиологии кровообращения, пищеварения, трофических функций нервной системы, открытием новой главы в науке физиологии мозга.

Преемник прогрессивных традиций русской материалистической философии и естествознания XIX в., особенно учения Сеченова (см.), которого он назвал отцом русской физиологии, Павлов совершил подлинную революцию в естествознании, создав учение о высшей нервной деятельности животных и человека. Своим учением Павлов нанёс сокрушительный удар идеалистической психологии и заложил фундамент для построения подлинно иа5гчной, материалистической психологии. Исследуя сущность «психического слюноотделения», он установил чрезвычайно важный факт. Наряду с выделением слюны в ответ на раздражение полости рта пищей можно добиться выделения слюны у животного на любой раздражитель внешнего мира — свет, звук, раздражение кожи, если этот раздражитель подкреплять последующим кормлением животного. Соответственно этому рефлексы первого рода Павлов назвал безусловными, рефлексы второго рода — условными.

Опыты показали, что условные рефлексы, как положительные, так и отрицательные, образуются на основе безусловных рефлексов, обеспечивая наилучшую приспособляемость животного к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Объективный метод выработки условных рефлексов, а также и разрушения их позволил Павлову и его ученикам выяснить основные закономерности высшей нервной деятельности животных. Павлов показал, что образование и разрушение временных связей, т. е. условных рефлексов, в коре полушарий головного мозга животных, а также аналитическая и синтетическая деятельность нервной системы дают животному возможность ориентироваться в сложной действительности.

Внешние, а также внутренние раздражения, идущие от внутренних органов, мускулатуры, костей, связочного аппарата, сигнализируют животному о благоприятных или неблагоприятных для него в биологическом смысле условиях, вызывая тем самым с его стороны объективно целесообразные действия. Кора мозга является тем замечательным прибором, где проецируются все эти сигналы и вырабатываются ответные действия. По учению Павлова, у человека в дополнение к первой сигнальной системе (реакция на непосредственное воздействие внешнего мира) выработалась вторая сигнальная система — речь, которая произвела существенные изменения в высшей нервной деятельности человека. Учение Павлова о второй сигнальной системе имеет важное значение для марксистской теории познания. Оно раскрывает физиологическую основу специфического человеческого мышления, в развитии которого огромную роль сыграли язык, речь, оперирование понятиями.

Благодаря действию различных раздражителей, имеющих для животного объективно положительное или отрицательное значение, в коре мозга происходит возбуждение или торможение определённых участков. Каждый из этих процессов распространяется по всей коре, а затем сосредоточивается в исходных её участках. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения обусловливает нормальную работу головного мозга. Павлов разъяснил сущность сна высших животных, доказав, что сон есть не что иное, как полное торможение коры больших полушарий мозга. Одновременно Павловым был разъяснён механизм гипноза и раскрыта сущность сновидений.

Последние годы своей жизни Павлов посвятил выяснению заболеваний нервной системы, создав учение об экспериментальных неврозах животных. Большой и ценный вклад внёс Павлов в клинику нервных и психических заболеваний человека. Огромное научное значение имеют созданная Павловым научная классификация типов нервной системы животных, а также работы, начатые им по изучению эволюции нервной системы животных и наследования условных рефлексов.

Научное наследие Павлова, разрабатываемое в многочисленных лабораториях его учениками и последователями, оплодотворяет ряд важнейших областей практики. Необычайно велико значение учения Павлова для многих других наук и особенно для медицины. Учение Павлова о высшей нервной деятельности является одной из естественно-научных основ диалектического материализма.

Оно подвело строго научную базу под материалистическую теорию отражения. Своим учением о высшей нервной деятельности Павлов доказал, что без воздействия внешнего мира на органы чувств животных, на их мозг невозможна никакая психическая деятельность, что психика животных есть отражение внешнего объективного мира. Учение Павлова проникнуто идеей развития, изменения, оно разрушает метафизические представления о законах психической деятельности. Рефлекторную деятельность животных Павлов рассматривает диалектически, как беспрерывную смену одних рефлексов другими, как борьбу противоположных процессов — возбуждения и торможения, ирудиирования и концентрирования и т. д. Философское обобщение учения Павлова имеет огромное значение для обогащения и конкретизации положений марксистского философского материализма и диалектики применительно к природе. Открытия Павлова являются оружием в идеологической борьбе со всеми проявлениями идеализма и мракобесия.

Работы Павлова достигли необычайного размаха и расцвета в советский период его деятельности благодаря исключительной заботе Коммунистической партии и Советского правительства. Павлов высоко ценил заботу Советского правительства о развитии науки в нашей стране. В своих выступлениях, в письме — завещании молодёжи — он призывал отдавать все силы и знания на благо Родины. Он был подлинным патриотом советского отечества и гордился великими успехами своей Родины, сбросившей с себя иго царизма и капитализма. Научная сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР (1950), посвященная проблемам физиологического учения академика И. П. Павлова, отметила дальнейшие успехи в развитии павловского учения.

Однако то, что сделано в этом направлении, указала сессия, далеко не соответствует «задачам, поставленным перед учениками и последователями великого учёного, и условиям, созданным для этой цели Советским государством и партией». Со стороны ряда противников учения Павлова развитие его идей и внедрение их в медицину, биологию и другие области науки встретило ожесточённое сопротивление (Штерн и её «школка», академик Бериташвили и др.). Академик Л. А. Орбели и труппа его учеников сбивали исследователей с правильных павловских позиций и исходили в ряде вопросов из идеалистической теории психо-физического параллелизма и т. п. Сессия подвергла критике эти и другие попытки извратить идеи великого учёного. Она наметила пути дальнейшего развития павловского учения.

Произведения Павлова изданы в Собрании сочинений, т. I—VI, изд. АН СССР (1951—1952). Опубликованы также «Павловские среды», т. I—III, 1949, содержащие протоколы и стенограммы бесед И. П. Павлова с учениками.