Filslov.ru - Философия как предмет науки


Оуэн Роберт

Оуэн Роберт(1771—1858)— один из великих социалистов-утопистов XIX в. С 1800 по 1829 г. управлял крупным фабричным предприятием в Ныо-Лэпаркс (Шотландия). Оуэн сократил рабочий день на фабрике до 10 1/2 часов, в то время как на других предприятиях продолжительность его доходила до 13—14 часов, улучшил условия труда и быт рабочих, создал образцовую школу для их детей, организовал детские ясли и сад. В своём первом труде, «Новый взгляд на общество или опыт об образовании характера» (1813—1814), Оуэн изложил ньюлэнаркский опыт и принципы, которыми руководствовался в своей деятельности.

В дальнейшем Оуэн от филантропических идей перешёл к коммунизму. Переход к коммунизму явился поворотным пунктом в жизни Оуэна. Уверенный в правоте своих идей и их практической осуществимости, Оуэн отправился в Америку и там организовал коммунистическую колонию «Новая гармония». Но, потерпев неудачу, вернулся в Англию, где принял активное участие в рабочем профессиональном и кооперативном движении, от которого впоследствии отошёл. После этого его учение полностью приобрело сектантский характер. Оуэн скончался 87 лет от роду. Пропагандистская и просветительная деятельность Оуэна имела в 30—40-х годах XIX в. положительное значение. Он много сделал для просвещения рабочих. Оценивая долголетнюю деятельность Оуэна, Энгельс писал: «Все общественные движения, которые происходили в Англии в интересах рабочего класса, и все их действительные достижения связаны с именем Оуэна».

По своим социологическим воззрениям Оуэн примыкал к французским материалистам XVIII в. Человек есть продукт обстоятельств, и его характер создаётся помимо его воли и независимо от него, утверждал Оуэн.

Во всех пороках и недостатках людей повинны не сами люди, а тот общественный строй, в котором они живут. Преступления людей «суть преступления самого общества, а не той или иной отдельной личности, которую с вопиющей несправедливостью наказывают за невежество и заблуждения общественной среды». Измените условия общественной жизни, улучшите общественный строй, тогда изменятся и нравы людей,— таков вывод Оуэна, сделанный им вслед за философами XVIII в. Но, тогда как французские материалисты наилучшим считали общество частной собственности и буржуазных свобод, Оуэн считал буржуазное общество столь же несовершенным, как и феодальный общественный строй. Только социалистическое общество — совершенное общество, писал Оуэн. Он выступал против учения буржуазных экономистов, доказывавших естественность и разумность капиталистического строя. Буржуазное общество он считал преходящим. В отличие от французских философов, добивавшихся только уничтожения сословных привилегий, Оуэн стремился к уничтожению классовых противоречий и установлению социального равенства между людьми.

Он подверг резкой критике существенные черты капиталистического строя: частную собственность, классовое строение .общества, разделение труда, господство конкуренции, растущее обнищание рабочих и т. д. «Какое безумие,—с негодованием восклицал Оуэн,— что эта огромная сила так плохо направлена при существующей неразумной социальной системе, что она производит нищету и преступления вместо богатств и добродетели!» В этом противоречии Оуэн видел одно из самых больших зол современного ему общественного строя. Но, как и все утописты-социалисты, Оуэн основную причину общественного зла видел не в капиталистическом способе производства, а в невежестве людей, в непонимании ими собственной природы. Соответственно с этим он считал, что общественные противоречия будут устранены путём распространения знания, внедрения истины.

Разумное, социалистическое общество возникнет не из борьбы, а явится в результате познания истины. Оуэн идеалистически рассматривал историю как постепенный прогресс в человеческом познании. Мечтая о новом, социалистическом строе, ячейкой которого должна была явиться небольшая община, Оуэн решительно отвергал революционную борьбу пролетариата. Социалистическое преобразование общественных отношений, по его мнению, не может быть произведено путём насильственной революции. 'Как и другие социалисты-утописты, Оуэн не понимал исторической роли рабочего класса. Он возлагал надежды на инициативу правящих классов и правительств, тщетно обращаясь к их содействию в установлении разумного общественного строя. Оуэн обращался со своими проектами к Николаю I, к королю Франции и т. д.

Существенные недостатки уэповского социализма, как это отмечал Энгельс, — это его терпимость к буржуазии, абстрактность его принципов, непонимание законов .исторического развития. Английские социалисты, пишет Энгельс, «вполне смирны и миролюбивы», считают «озлобление» рабочих против буржуа «неплодотворным и проповедуют им филантропию и всеобщую любовь». Тем не менее исторические заслуги Оуэна велики. Наряду с учениями Сен-Симона (см.) и Фурье (см.) его учение, является одним из источников теории научного коммунизма. (См. также Утопический социализм.)