Filslov.ru - Философия как предмет науки


Осиповский Тимофей Фёдорович

Осиповский Тимофей Фёдорович (1765—1832) — русский мыслитель-материалист, профессор математики Харьковского университета (с 1803) и ректор университета (1813—1820). Активный борец против реакционной политики и аракчеевских мер, проводимых в университете известными мистиками — министром духовных дел и народного просвещения, президентом библейского общества, обер-прокурором святейшего синода кн. А. Н. Голицыным и попечителем Харьковского учебного округа 3. Я. Карнеевым.

Свои материалистические воззрения в связи с резкой критикой идеалистической философии Канта (см.) Осиповский изложил в речи «О пространстве и времени» и рассуждении «О динамической системе Канта», произнесённых в торжественных собраниях Харьковского университета в 1807 и 1813 гг. Осиповский признавал первичность материи и вторичность сознания. «Легко рассудить можно,— говорил он,— что вещи пи о чём таком понятия в нас родить не могут, чего в них нет, и к ним не принадлежит; ибо если они могут родить в нас какое-либо понятие, то необходимо быть должно, чтоб сему понятию в нас от них происходящему соответствовало что-либо к ним принадлежащее; иначе могло бы статься, чтоб ничто производило что-либо». Законы явлений природы, по Осиповскому, необходимо выводить не из самих себя, а из рассмотрения этих явлений «в разные .времена, в разных видах, в разных отношениях к другим явлениям...». Осиповский со всей страстностью разоблачал кантовские измышления, утверждая, что . это чистые химеры, «внутри только нашей головы невольным, но бессвязным образом происходящие, и никакого отношения к вещам не имеющие, а посему и ни к какому приложению к оным неспособные».

В противовес Канту, который лишал пространство и время объективности, отрывал их отбытия вещей, Осиповский не мыслил существования пространства и времени вне материи, как и существование последней вне пространства и времени. Он говорил, что «пространство и время суть условия бытия вещей, в самой природе и в них самих, а не в нашем только образе чувствования существующие». Согласно Осиповскому, время должно рассматриваться не «как нечто существующее в природе само по себе, но как необходимое произведение последовательяого бытия вещей». Понятие же о пространстве «производится по впечатлениям, происходящим от него посредством наружных наших чувств на наши внутренние чувства». Осиповский резко выступал против кантовского представления об априорном, доопытном происхождении геометрических истин. Истинность геометрии, по Осиповскому, объективна. Истины, предлагаемые в геометрии, говорил он, «согласны с тем, что действительно в вещах усматривается».

Реакционерам удалось в 1820 г. отстранить Осиповского от должности ректора и обязанностей профессора, но изгладить след распространяемых им идей они не могли. Смелые выступления Осиповского против идеалистической философии и его открытая борьба против мракобесов от г;ауки в условиях жесточайшей реакции были делом большого гражданского мужества. Голос Осиповского находил отклик в сердцах передовых людей того времени, воспитывал студентов в духе материализма. Не случайно в своём доносе Дудрович указывал, что образ мыслей Осиповского «является причиною, что ни один почти из обучающихся в Харьковском университете по. части математики студентов, коих он глава... не ходит ни на бого познание и христианское учение, ни на лекции по части философии...». Харьковский университет обязан был Осиповскому высоким научным уровнем преподавания в нём математики. Осиповскому принадлежал лучший в его время трёхтомный курс математики. За время своей плодотворной педагогической деятельности он подготовил ряд учеников, среди которых был и знаменитый русский математик академик М. В. Остроградский.