Filslov.ru - Философия как предмет науки


Основной вопрос философии, или высший вопрос философии, — вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к природе. Этот вопрос является основным, ибо в зависимости от его решения трактуются определённым образом и все остальные вопросы мировоззрения. Энгельс отмечает, что философы разделились на два больших лагеря — идеалистов и материалистов, в зависимости от того, что они считали первичным — бытие, природу или сознание, мышление.

Все представители идеалистической философии за первичное принимают сознание, идею, дух. Материалисты же, наоборот, считают первичным природу, материю, а сознание — производным от материи, вторичным. Материалистическое решение основного вопроса философии в корне враждебно и дуализму, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей. Марксистское решение основного вопроса философии изложено И. В. Сталиным в работе « О диалектическом и историческом материализме» (см.):

«...В противоположность идеализму, утверждающему, что реально существует лишь паше сознание, что материальный мир, бытие, природа существует лишь в нашем сознании, в наших ощущениях, представлениях, понятиях, — марксистский философский материализм исходит из того, что материя, природа, бытие представляет объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания, что материя первична, так как она является источником ощущений, представлений, сознания, а сознание вторично, производно, так как оно является отображением материи, отображением бытия, что мышление есть продукт материи, достигшей в своём развитии высокой степени совершенства, а именно — продукт мозга, а мозг — орган мышления, что нельзя поэтому отделять мышление от материи, не желая впасть в грубую ошибку». Вопрос об отношении мышления к бытию имеет ещё вторую сторону — вопрос о познаваемости мира: может ли человек познать окружающий мир? Идеалистическая философия, как правило, отрицает возможность познания мира. Среди буржуазных философов широко распространён агностицизм, исходящий из того, что мир непознаваем. Диалектический материализм опровергает агностицизм. Наши ощущения, представления, понятия суть копии, отражения объективного мира. Практика служит критерием истинности или неистинности нашего познания.

Определение вопроса об отношении мышления к бытию как основного вопроса философии является огромной заслугой марксизма. Это определение впервые в истории философии дало строго научный и неопровержимый критерий, позволяющий различать материалистическую философию от любой разновидности философского идеализма, какими бы ухищрениями последний ни пользовался для прикрытия своей сущности. Чёткость и глубина этого определения дали возможность свести огромное разнообразие течений, школ и направлений в философии к двум основным и в корне противоположным лагерям и тем самым внести полную ясность в вопрос о закономерностях борьбы в философии как борьбы между материализмом и идеализмом.

Показав, что отношение мышления к бытию является главнейшим, высшим вопросом всякой философии, марксизм выделил самые общие, самые широкие понятия, под которые должны быть подведены все вопросы гносеологии. Такими понятиями и являются понятия бытия и мышления. Ленин писал: «...Есть ли более широкие понятия, с которыми могла бы оперировать теория познания, чем понятия: бытие и мышление, материя и ощущение, физическое и психическое? Нет. Это — предельно-широкие, самые широкие понятия, дальше которых по сути дела... не пошла до сих пор гносеология.

Только шарлатанство (махистов.— Ред.) или крайнее скудоумие может требовать такого «определения» этих двух «рядов» предельно-широких понятий, которое бы не состояло в «простом повторении»: то или другое берется за первичное». Опираясь на марксистское решение основного вопроса философии, разделяющего всех философов на два в корне противоположных лагеря, классики марксизма-ленинизма разработали принцип партийности философии (см.). Этот принцип требует от философа-марксиста чёткого разграничения и противопоставления материалистической и идеалистической философии, последовательного отстаивания в борьбе против любой разновидности идеализма единственно научного направления философии — диалектического материализма