Filslov.ru - Философия как предмет науки


Общественное бытие и общественное сознание.— Под общественным бытием марксизм понимает условия материальной, жизни общества (см.), прежде всего—способ производства. Под общественным сознанием — философские, политические, религиозные взгляды и т. п. Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и общественного сознания — основной вопрос философии применительно к общественным явлениям.

Диалектический материализм рассматривает бытие как первичное, а сознание как вторичное; сознание есть отражение материи, природы в мозгу человека, являющемся высшим продуктом развития природы. Исторический материализм даёт такое же решение вопроса об отношении общественного бытия к общественному сознанию, к идеям, теориям, взглядам и т. д. Общественное бытие является первичным, определяет общественное сознание, духовную жизнь общества. Каким является бытие общества, какими являются условия материальной жизни общества, такими являются и идеи, теории, политические взгляды, политические учреждения общества.

До Маркса господствующим было идеалистическое понимание истории. Основу, двигательную силу общественного развития идеалисты видели в общественном сознании (идеях, теориях, убеждениях людей) или в «абсолютной идее», боге и пр. Маркс, распространив диалектический материализм на область общественных явлений, установил, что общественное бытие определяет общественное сознание. Это было величайшим открытием, которое превратило знания об обществе в подлинную науку. Вместе с тем марксизм показал огромную мобилизующую, преобразующую и организующую роль передовых общественных идей в развитии материальной жизни общества. Передовые идеи, появившись на свет, становятся величайшей активной силой, помогают новому строю ликвидировать старый экономический базис и старые классы. (См. также Базис и надстройка.)