Filslov.ru - Философия как предмет науки


Низами Ганджеви

Низами Ганджеви (ок. 1141— 1203) — выдающийся азербайджанский поэт и мыслитель. Всемирную славу создала ему известная, очень популярная на всём Ближнем и Среднем Востоке «Пятерица» («Хамсэ»), состоящая из пяти больших лирических поэм: «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц» и «Искендер-намэ». Низами был всесторонне развитой личностью, обладал обширными знаниями почти во всех областях науки и культуры своего времени. Глубоко народное в своей основе, проникнутое горячей любовью к трудовому народу, с огромной поэтической силой воспевающее идеи любви, дружбы и равноправия, творчество Низами подрывало устои средневековой схоластики, способствовало развитию прогрессивных течений общественно-политической мысли.

Низами был не только великим поэтом, но и крупнейшим представителем философской мысли XII в. в Азербайджане и на всём Ближнем Востоке. Материальный мир, по мнению Низами, состоит из четырёх элементов (земля, вода, воздух и огонь), он вечен и беспределен. Низами первым на Востоке выступил против богословского учения о неизменности мира. Хотя он не критиковал магометанскую религию прямо, в открытой форме, но его учение о вечном движении и изменении по существу подрывало устои ислама. Вслед за Гераклитом (см.) Низами неоднократно говорил в своих произведениях о всеобщем движении и изменении: «Как не остаётся постоянной вода в одном и том же потоке, так нет ничего постоянного в мире».

Движение и изменения, по мнению Низами, приводят к гибели одного и возникновению и победе другого. Он утверждал, что во вселенной господствует закономерность, события имеют свои законы, согласно которым они возникают, развиваются и гибнут. Низами учил, что мир состоит из противоположностей — добра и зла, любви и ненависти и т. д. Как и у античных философов, эти мысли выражены у Низами в общей наивной форме.
В своих поэтических произведениях Низами уделял большое внимание вопросам общественной жизни, выступал с критикой существовавших тогда общественных порядков. Однако в объяснении общественных явлений Низами не мог выйти за пределы господствовавших взглядов своей эпохи. Процесс общественного развития он понимал идеалистически. Низами принадлежал к тайному обществу «Ахи», объединявшему революционно настроенные слои городских ремесленников для защиты прав трудящихся.

Низами выступал против шахов, феодальных угнетателей и тиранов, в защиту бедных, трудящихся масс. Шахская власть, учил он, основана на насилии, которое является злом, причиной всех пороков. Основу прочности государства Низами видел в справедливости, в заботе государя о подданных. В противоположность обществу, основанному на несправедливости, Низами в поэме «Искен-дернамэ» («Поэма об Александре Македонском») рисует идеальный общественный строй будущего, в котором нет ни угнетателей, ни угнетённых, ни бедных, ни богатых. В идеальном обществе Низами все граждане равны, они соблюдают правила общежития без насилия и без подавления.

Низами был пламенным поборником равноправия народов и рас: «И белый и чёрный — все дети земли», «Эфиоп — чёрный, как железо, у пего черна кожа, по чиста душа». Красной питью проходит через все произведения Низами мысль о труде как основе материальной и духовной культуры, как источнике поэзии; «Ради труда пришли мы в мир, не ради пустой болтовни пришли».
Все народы Советского Союза высоко ценят Низами.