Filslov.ru - Философия как предмет науки


Необходимость и случайность — философские категории, имеющие важное значение для понимания характера процессов, совершающихся в объективном мире. В домарксовской философии был уже поставлен вопрос о том, что господствует в природе и обществе — необходимость или случайность. Но решить этот вопрос идеалистическая и метафизическая философия не могла.

Одни философские школы и системы утверждали, что явления природы имеют характер необходимости, и совершенно отрицали случайность, при этом необходимость отождествлялась с фатализмом (см.). Другие проповедовали идею о чисто случайном характере всего совершающегося в природе и обществе и отрицали необходимость. Если же необходимость и признавалась, то она выводилась (идеалистами) из нематериальных сил, из божественных установлений, из «абсолютной идеи» и т. п. Только диалектический материализм впервые дал научное решение этого вопроса.

Диалектический материализм исходит из того, что в природе и обществе господствует не случайность, а необходимость. Это значит, что всё "существенное в объективном мире вызывается необходимостью, т. е. объективными законами развития. Например, смена дня и ночи, вращенне Земли и других планет вокруг Солнца, развитие одних органических видов из других и т. п. — всё это обусловлено объективной необходимостью, объективно существующими законами природы. Точно так же в истории общества смеиа одних формаций другими, изменение характера надстройки с изменением экономического базиса, классовая борьба и революции в антагонистическом обществе — всё это имеет не случайный, а необходимый характер.

Под необходимостью диалектический материализм понимает такое развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из внутренней существенной связи и взаимодействия между явлениями, из определённого взаимосцепления причин и следствий. Например, войны при империализме неизбежны, ибо они с необходимостью вытекают из факта существования капиталистического способа производства и его противоречий. Диалектический материализм признаёт объективный: характер необходимости, т. е. существование необходимости в природе и обществе вне и независимо от сознания и желания людей.

Вместе с тем диалектический материализм не отрицает и случайности. Случайность также существует объективно, но она не вытекает с необходимостью из закономерного развития данного явления, хотя и имеет свою причину. Так, из семени с необходимостью произрастает растение, если семя попадает в благоприятные условия. Но возможны случаи, когда растение не созревает. Например, его побеги может побить град. По отношению к росту растения град является случайностью; если бы его не было, растение могло бы созреть. Случайное есть то, что может быть и что может не быть, что может произойти так и может произойти иначе.

Метафизика рассматривает случайность и необходимость как взаимно исключающие друг друга понятия. Механисты вовсе отрицают случайность. Диалектический материализм утверждает, что необходимость и случайность взаимно связаны, что случайность есть лишь дополнение и форма проявления необходимости. За случайностями всегда скрывается необходимость, которая определяет ход развития в природе и обществе и которую наука должна вскрыть, познать: «...где на поверхности происходит игра случайности, там сама эта случайность всегда оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам. Все дело лишь в том, чтобы открыть эти законы». Например, на капиталистическом рынке цены товаров колеблются в зависимости от ряда случайных причин. Но сквозь случайные колебания цен пробивается с необходимостью действие закона стоимости.
Познание может считаться научным лишь постольку, поскольку оно познаёт явления природы и общества в их необходимости. Познание не может основываться на случайностях.

Наука — враг случайностей. За случайностями наука всегда старается найти закономерность, необходимость. Отрицание объективной необходимости, закономерности закрывает путик научному познанию явлений, неизбежно приводит к неправильному представлению о природе и обществе как царстве хаоса и случайностей. Например, мичуринская биология в противовес лже биологии вейсманизма морганизма является подлинной наукой по тому, что она вскрывает необходимость, закономерность в развитии организмов и даёт тем самым возможность сознательно воздействовать на природу, переделывать со целенаправленно, в интересах человека. Вейсманизм-морганизм, выдвигающий па первый план действие случая, практически бесплоден н разоружает человека перед природой. Мичурин считал глупым кладо искательством ту практику в агробиологии, которая опиралась исключительно на поиски случайных изменений
в организмах.

Мичуринская биология является преобразующей революционной наукой, основывающейся но на случайностях, а на сознательном управлении законами развития живой природы. Буржуазная социология, как правило, опирается па случайность в объяснении хода человеческой истории. Классовые интересы, которые отстаивает реакционная социология, ставят её в непримиримое противоречив с научным познанием общества, требующим раскрытия объективной исторической необходимости, объективной закономерности в общественном развитии. Лишь марксизм впервые в истории человеческой мысли открыл объективные законы развития общества.

В капиталистическом производство, основанном на конкуренции и анархии, случайность играет большую роль, и необходимость там прокладывает себе дорогу сквозь массу случайностей как слепо действующая сила. В советском социалистическом обществе, основанном на плановом ведении хозяйства, объективная историческая необходимость познаётся и реализуется в целенаправленной деятельности людей, организуемых Коммунистической 'партией. Здесь роль случайностей в общественной жизни сводится к минимуму; люди овладевают объективными законами развития и действуют в соответствии с этими законами. Опираясь на знание объективной необходимости, назревающих потребностей развития материальной жизни советского общества, Коммунистическая партия намечает практические задачи и мобилизует на их решение миллионные массы народа. (См. также Закон; Научное предвидение .)