Filslov.ru - Философия как предмет науки


Мораль и нравственность— правила, нормы общежития, поведения людей, определяющие их обязанности и отношения друг к другу и к обществу, одна из форм общественного знания. Идеалисты считают, что мораль совершенно независима от материальных условий жизни людей. Марксизм-ленинизм в поведени нравственности и её требований исходит не из общих я отвлечённых определений, а из конкретных исторических условий. Нравственности, взятой вне человеческого общества, учит марксизм, не существует, это обман. В классовом обществе мораль имеет классовый характер. Нравственность не абстрактная, а историческая категория. С изменением формы общественного устройства, с изменением экономического базиса меняется и мораль. Так, с победой буржуазного строя мораль феодалов уступает место буржуазной морали.

«...Система присвоения прибавочного труда прикрепленных к земле крепостных крестьян создала нравственность крепостническую; система «свободного труда», работающего «за чужой счет», на владельца денег, — создала взамен ее нравственность буржуазную». Победа пролетарской революции принесла победу новой морали — морали коммунистического общества. Коммунистическая нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата. С точки зрения коммунистической мора ли нравственно, морально лишь то, что способствует уничтожению старого мира эксплуатации и нищеты, лишь то, что укрепляет новый, социалистический строй. Победа в нашей стране новой, социалистической морали над моралью буржуазной является фактом всемирно исторического значения. Буржуазные идеологи стремятся утвердить принципы торгашеской, капиталистической «морали» в качестве «вечных» и «незыблемых» принципов, соответствующих якобы самой человеческой природе.

Опыт Советского Союза показывает, что эти принципы преходящи, как и сам капиталистический строй. Уничтожение в СССР частной собственности на средства производства и победа социалистической собственности, утверждение новых форм труда, новых отношений между людьми — всё это привело к возникновению нового морального облика советского человека. В противовес мещанскому буржуазному индивидуализму, ставящему превыше всего узко личные, эгоистические интересы человека, советский строй воспитывает в человеке понимание первенствующего значения общественных интересов, сочетания личных интересов с общественными. Советский человек по новому относится к общественной собственности, к труду. Социалистический принцип «кто не работает, тот не ест», социалистические формы труда являются источником формирования новой морали, свободной от буржуазного тунеядства и паразитизма. Советский строй формирует в человеке мораль гражданина, советского патриота, борца за коммунизм, за счастье всего человечества.

Советский патриотизм (см.)— самое глубокое проявление новой, коммунистической морали, J новой психологии человека социалистической страны — является могучим стимулом невиданных ранее подвигов советских людей во имя Родины. Очищая сознание человека от пережитков капиталистической морали, советский социалистический строй формирует и воспитывает в человеческом характере новые моральные качества: коммунистическое отношение к труду, к общественной собственности, преданность своей социалистической Родине, честность, дух новаторства, настойчивость в достижении цели, сильную волю и т. д. Советский строй очищает человеческую мораль от одной из самых отвратительных черт, прививаемых капитализмом человеку,— от националистической ненависти к другим народам, к людям других рас и наций.

Сознание советских людей проникнуто духом пролетарского интернационализма (см.), уважением к другим , народам. Эта черта социалистического сознания и морали ярко выступила в годы Великой Отечественной войны, когда советские люди осуществили свою великую освободительную миссию избавив народы Европы от фашистского порабощения. Эта черта ярко выступает сейчас, когда советский народ стоит на передовых позициях общего, фронта борьбы народов мира против империализма. Черты новой, коммунистической морали находят своё проявление и в советском быту, в семье, в отношении к женщине. Советская власть сделала для равноправия женщин то. чего не могло сделать старое, буржуазное общество за столетия своего существования.

Коммунистическая партия учит, что только в борьбе между старым и новым, в борьбе с пережитками старой, буржуазной нравственности растёт, развивается новая мораль. У нас ещё сохранились пережитки частнособственнической психологии и морали, ещё есть живые носители этих пережитков. Партия учит вести непримиримую борьбу со всеми пережитками старого, тормозящими наше развитие. Партия обязывает своих членов быть примером передового советского человека, давать образец вы-. волнения требований коммунистической морали.

В Уставе Коммунистической партии Советского Союза, утверждённом XIX съездом партии, в разделе об обязанностях членов партии сформулированы важнейшие принципы коммунистической морали. Партия требует от своих членов быть активными борцами за выполнение партийных решений, быть примером в труде, оберегать и укреплять общественную, социалистическую собственность кап священную и неприкосновенную основу, советского строя, повседневно укреплять связь с массами, работать над повышением своей сознательности, овладевать основами марксизма-ленинизма, соблюдать партийную и государственную дисциплину, развивать самокритику и критику снизу, быть правдивыми и честными перед партией и т. д. (См. также - Коммунистическое воспитание трудящихся; Пережитки капитализма в сознании людей.)