Filslov.ru - Философия как предмет науки


Маркович Светозар

Маркович Светозар (1846—1875) — выдающийся сербский общественный деятель, демократ, революционер, философ-материалист и утопический социалист. Мировоззрение его сформировалось в период, когда в Сербии остро стоял вопрос о завершении буржуазно-демократической революции. На мировоззрение Марковича исключительно большое влияние оказали идеи революционных демократов России. Два с половиной года, проведённые им в Петербурге, были решающими для формирования его мировоззрения.

«Быть в сербском народе тем, кем были Чернышевский, Добролюбов и другие в русском народе», — таков был жизненный принцип Марковича. Он выступал как пламенный революционер, патриот и интернационалист, как поборник свободы и равноправия женщин. «Сербский народ не имеет другого выхода, кроме революции на Балканском полу острове...»,—писал Маркович. Он ратовал за национальное и социальное освобождение угнетённых народов. Балканского полуострова, указывая на неразрывную связь национального вопроса с социальным преобразованием общества. «Освобождение одного народа от тирании другого есть только звено в цепи других свобод», заявлял Маркович; «...тот, кто сам раб,— никогда не может освободить другого». Враг монархии» бюрократии, либерализма и велико сербского шовинизма, Маркович выражал интересы разоряющихся крестьянских масс и ремесленников.


Несмотря на то, что Светозар Маркович был знаком с основными трудами Маркса и Энгельса и принимал участие в I Интернационале в качестве агента-корреспондента русской секции, он не поднялся до диалектического и исторического материализма и научного социализма, не понял исторической миссии пролетариата. Он ошибочно считал, что, опираясь на задругу (большую патриархальную семью) и сельскую общину, можно после победы народной революции прит-ти к социализму, миновав капиталистическую стадию развития. Тем не менее, опираясь на работы К. Маркса, Маркович дал острую критику капиталистической системы хозяйства. Он смело выступал в защиту Парижской Коммуны, Философские воззрения Марковича были тесно связаны с его революционно-демократической программой, являлись её теоретическим обоснованием. В своём основном философском труде «Реальное направление в науке и жизни» (1871—1872) он отстаивал материалистические идеи Чернышевского (см.), которого называл «наш великий учитель», Маркович защищал принцип первичности материи и вторичности сознания, тезис о познаваемости мира, высказывал диалектические положения о бесконечности процесса развития природы.

В своих сочинениях он использовал работы Дарвина (см.) и Сеченова (см.). Под влиянием работ Писарева (см.) Маркович выступал как популяризатор дарвинизма. Он вёл ожесточённую борьбу против религии, за науку. Закономерности развития человеческого общества Маркович рассматривал с идеалистических позиций. Политические взгляды Марковича изложены в его произведении «Сербия на Востоке», в статье «Общественная и политическая борьба в Европе» и др. Во взглядах на искусство Маркович исходил из материалистической эстетики Чернышевского. В книге «Основы народной экономии, или наука о народном благосостоянии», являющейся переводом на сербский язык «Очерков политической экономии» Чернышевского, Маркович изложил экономические взгляды своего великого учителя.